Лучшие практики
В современном мире высшее образование играет все более значимую роль. Ускорение темпов жизни, глобализация, интенсивное развитие новых технологий и их внедрение во всех сферах жизни и отраслях экономики не только сформировали потребность в получении фундаментальных и инновационных знаний, но и способствовали воплощению в жизнь концепции непрерывного образования. Все это повышает конкуренцию среди высших учебных заведений, которые являются ключевыми участниками процесса подготовки и переподготовки высококвалифированных специалистов.
Рост масштабов рынка и объемов продаж образовательных услуг, усиление конкуренции, а также интернационализация высшего образования и развитие трансграничного образования стали тенденциями, характерными для международного рынка образовательных услуг. Сегодня международное образование – один из наиболее быстрорастущих экспортных секторов. По мнению специалистов, экспорт образования становится одной из наиболее прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически.
Лидеры по экспорту образовательных услуг, такие как США и Западная Европа, продолжают привлекать наибольшее число иностранных студентов, однако другие страны все более активно соперничают за место на мировом рынке международного образования.
Высшие учебные заведения, занимающиеся экспортом образовательных услуг, неизбежно сталкиваются с проблемой продвижения своих услуг на международном рынке. Обострение конкуренции среди вузов стимулирует их к активизации и совершенствованию маркетинговой деятельности. К традиционным способам продвижения, таким как выставочная деятельность (B2B, B2C), личные продажи, Интернет-продвижение, работа с собственным сайтом и образовательными порталами, вузы добавляют новые каналы коммуникации и средства продвижения. Вузами стали активно использоваться такие инструменты как: социальные сети и медиа, технологии проведения видео-конфереций, вебинары, месенджеры и т.д.
Каждый вуз самостоятельно формирует комплекс маркетинговых коммуникаций и интенсивность их использования в зависимости от положения на рынке и стоящих перед вузом задач.
Развитие экспорта российских образовательных услуг тормозит целый ряд факторов, среди которых можно выделить: недружелюбное визовое законодательство для иностранных граждан, низкую известность российских вузов за рубежом, слабые показатели в мировых рейтингах, проблемы с признанием российских дипломов. В связи с этим, для российских вузов, занимающих незначительную долю международного образовательного рынка, вопрос поиска возможностей для продвижения своих образовательных услуг особенно актуален.
В данной статье будут рассмотрены возможности Россотрудничества, которые могут быть использованы отечественными вузами для продвижения их образовательных услуг на международный рынок.
В мире электронных технологий и Интернета веб-сайт любой организации – это не только канал коммуникации с целевой аудиторией, но и инструмент привлечения потребителей. Именно поэтому так важно, чтобы в целом сайт работал эффективно, соответствовал маркетинговой стратегии и мог решать возложенные на него маркетинговые задачи.
Вузы всего мира также активно используют этот инструмент – создают собственные сайты, занимаются их совершенствованием, оптимизацией, а также продвижением. Российские вузы часто отстают от своих западных коллег. Имея собственный сайт, многие вузы уделяют внимание только контенту, игнорируя элементы визуализации. Европейские потребители образовательных услуг предъявляют достаточно высокие требования к качеству сайтов университетов, контенту, оформлению и встроенным сервисам. Это во многом объясняет, почему сайты многих российских вузов являются непривлекательными для абитуриентов, особенно из стран Европы. Рассмотрим подробнее основные приемы улучшения визуального контента для повышения эффективности сайта.
Визуальную информацию человеческий мозг обрабатывает на 70% быстрее, чем текст. Это объясняется тем, что воспринимать такую информацию намного проще. Привлекательность визуального контента для пользователей побуждает маркетологов активно использовать его. Визуальный контент – отличный способ донести до пользователей информацию более приятным и понятным образом. Использование изображений делает контент сайта не только более привлекательным, но и более эффективным.
Наиболее распространенные типы визуального контента, используемые на сайтах вузов:
- Уникальные фотографии – фотографии вуза и его студентов, учебных аудиторий, лабораторий, мероприятий и т.д.
- Инфографика – эффективный способ комбинирования текста, картинки и дизайна для представления сложной информации
- Визуализация данных – приемы, позволяющие передавать данные в графическом виде, сохраняя при этом интерес пользователей к статистической информации.
- Видео-интервью со студентами, выпускниками, ролики об обучении в вузе являются один из способов убеждения потенциальных студентов для принятия решения о поступлении.
Специалисты в области создания и оптимизации сайтов предлагают несколько способов, которые помогут грамотно сочетать визуальную и текстовую информацию.
Социальные сети прочно вошли в нашу повседневную жизнь и по-прежнему продолжают развиваться и расширять свое влияние. Востребованность в социальных сетях растет год от года. Появляются все новые социальные платформы разных форматов. Факт создания поисковым гигантом Google собственной полноценной соцсети «Google+» говорит о том, что эта сфера становится все более серьезной. Социальные сети превращаются в полноценное средство информирования, продвижения, пропаганды и прочего воздействия на умы пользователей.
Бизнес структуры, общественные организации, а также образовательные учреждения ведут успешную деятельность по продвижению своей деятельности, продукции или услуг в соцсетях. Европейские университеты поддерживают эту тенденцию – в своей маркетинговой деятельности они давно и активно используют такой инструмент как социальные сети.
Рассматривая разнообразные социальные платформы для продвижения образовательных услуг вуза и обеспечения набора новых абитуриентов, западными вузами наиболее активно используется такой гигант, как Facebook.
Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) – это уже реальность. Студентов обучаются по трехуровневой системе в 47 странах, зарабатывая при этом кредиты – ECTS, и начинают осознавать новые возможности, которые их ждут в будущем. Люди по всему миру наблюдают за этой трансформацией с большим интересом, особенно в свете усиливающейся глобальной конкуренции между образовательными учреждениями. Европейские университеты и организации уже начинают обсуждать преимуществах обучения или стажировок студентов в рамках этого пространства. Например, это происходит на выставках и конференциях “Study in Europe”.
Широко известные демографические изменения в Европе в совокупности с повышением конкурентоспособности между университетами внесли в Болонский процесс следующие слова «повысить конкурентоспособность европейских вузов на международном рынке». Миссия университетов не изменилась, и они по-прежнему будут обучать граждан, подготавливать следующие поколения и готовить студентов на высокооплачиваемые должности. Но направление, согласно которому работали высшие учебные заведения, немного изменилось. Согласно этому направлению, вузы в других регионах и странах должны сфокусироваться на привлечение иностранных студентов, на создание уникальной выгоды проведения исследований в Европе и.т.д., что поможет выйти Европейскому пространству на новый уровень.
Все это не просто разговоры. В настоящее время предпринимается множество шагов в рамках европейского пространства высшего образования на институциональном, региональном и национальном уровнях, для привлечения иностранных студентов, повышение имиджа университетов, а также демонстраций преимуществ обучения и жизни в Европе. Слово “маркетинг” может иметь различные значения. Данный материал сосредоточен только на мероприятиях, которые направленны на повышение привлекательности Европы для иностранных студентов.
В то время как профессионалы высшего образования могут знать хотя бы немного о Болонском процессе и его изменениях, гораздо менее вероятно, что будущие студенты, преподаватели, исследователи когда-либо слышали о Болонском процессе и едином европейском пространстве. Если бренд может быть определен как «что думают окружающие о предмете», то и «Единое европейское пространство» и есть бренд не только Европе, но и за ее пределами? Чтобы понять, как европейское пространство высшего образования внедряется на международный рынок, Promotion Network (IPN) Steering Committee провело исследование, которое стало бы первым шагом к пониманию того, как университеты и другие образовательные учреждения рекламируют свои образовательные услуги, а также единое европейское пространство среди студентов и других потребителей образовательных услуг.
В опросе приняла участие интернациональная группа, состоящая из работников министерства, университетов и национальных агентств. На некоторые вопросы можно было ответить и в одиночку, однако на некоторые требовали групповых усилий. Самые главное, что ответы были получены от 36 из 47 стран Европейского пространства высшего образования. Респонденты поделились информацией о самых разнообразных маркетинговых инструментах, которые они используют для продвижения своих программ, начиная от участия в выставках и конференциях, заканчивая сетью Интернет. Они дали некоторое представление о том, как высшие учебные заведения (вузы) разных стран привлекают иностранных студентов. Однако следует помнить о том, что маркетинг высшего образования стремительно меняется и полученные результаты исследований актуальны лишь на определённый период времени.
Тем не менее, важной целью исследования было определение ключевых моментов маркетинга высшего образования в Европе: что делается для выхода на международный рынок высшего образования? Как это делается и с какими усилиями?
*Данная статья соответствует структуре опроса, однако некоторые вопросы объединены в тематические блоки.
Имперский Колледж Лондона, Соединенное Королевство Великобритании Имперский колледж Лондона – это исследовательский университет, расположенный в Южном Кенсингтоне, Лондон. Этот университет входит в ТОП-университетов Великобритании, также стабильно входит в 10-ку лучших университетов мира. Благодаря своей репутации, поступить в Имперский колледж очень престижно, поэтому конкурс на обучение в вузе очень высокий. Для решения текущих вопросов создан студенческий совет, состоящий из студентов Великобритании (61 %), и значительного количества иностранных студентов (39 %) [1].
1. Дни открытых дверей для абитуриентов
Дни открытых дверей проводятся несколько раз в течение года для потенциальных абитуриентов и старшеклассников в основном из Великобритании. Школьникам предлагается посетить университет и посмотреть, и почувтствовать на себе как это быть студентом Имперского колледжа.
Данные мероприятия широко анонсируются в средствах массовой информации и Интернет и направлены на набор абитуриентов в Имперский колледж Лондона не только из Великобритании, но из других стран.

Свои Дни открытых дверей проводят и отдельные подразделения и отделения. Например, День открытых дверей отделения физики проводится в последнюю неделю июня. В этот день обычно первокурсники проводят экскурсии по кампусу, а также демонстрируют свои летние проекты школьникам и учителям. В дополнение к этому в течение дня проводятся мастер-классы для абитуриентов, на которых они могуи задать интересующие их вопросы о процессе подачи заявления и поступления в колледж, их опыте обучения в университете. Эти дни открытых дверей позволяют потенциальным абитуриентам посетить университет и ощутить себя студентом в полной мере.
2. Полиграфические материалы для абитуриентов
Полиграфические материалы для абитуриентов - это брошюры, буклеты, листовки и другие печатные материалы, содержащие различного рода информацию об университете. Их можно рассматривать как бумажный вариант Дня открытых дверей. Имперский колледж отправляет свой университетский буклет либо в электронном виде или по почте по запросу [2]. Это 71-страничный буклет с различной информацией об университете, в том числе об его выдающихся и известных личностях, исследованиях, отделах, уровнях образования и контактной информацией. Брошюры предоставляют абитуриенту всю необходимую информацию.
По оценке студентов, наиболее эффективными методами привлечения студентов в вуз – являются дни открытых дверей и брошюры для абитуриентов. Тем не менее, есть еще несколько методов рекламы и маркетинга, которые активно используются вузами в настоящее время, они представлены ниже.
3.Онлайн маркетинг
Для эффективного и быстрого маркетинга, Имперский колледж, как и многие другие вузы мира, активно использует возможности сети Интернет для продвижения своего учебного заведения и привлечения иностранных студентов. Три основных метода:
- социальные сети,
- онлайн-рассылки,
- сайт университета.
3.1. Социальные сети
Со стремительным ростом социальных сетей, таких как: Facebook и Twitter, вузы научились адаптировать социальные сети под рекламу своих программ обучения, а также налаживание связей со своими потенциальными абитуриентами. На данный момент наиболее широко используемая и наиболее эффективная социальная сеть это Facebook. Почти все молодежные сообщества и возрастные группы имеют свои собственные группы в Facebook, где ее участники могут свободно обмениваться информацией и своими мнениями об университете или об их студенческой жизни. Это также очень хорошее средство для потенциальных абитуриентов задавать свои вопросы о вузе студентам университета.
Это очень мощный и эффективный способ рекламы различных программ и повышения интереса к университету благодаря широкому распространению Facebook среди молодежи (в среднем 1 из 5 человек в мире имеют аккаунт в Facebook [3]), а также это легкий и быстрый способ распространения информации на горизонтальном уровне, возможность говорить с абитуриентами «на одном языке».
3.2. Онлайн-рассылки

Империал колледж также осуществляет онлайн-рассылку по электронной почте. Рассылка осуществляется на регулярной основе (еженедельно или ежемесячно) и включает в себя все новости и информацию об университете. Однако, он менее эффективен по сравнению с социальными сетями из-за ограниченного количества получателей, этот метод требует доступ к адресам электронной почты. Также существует угроза со стороны получателей адресных писем - отписаться от получения рассылки от вуза.
4. Университет веб-сайт [5]
Сайт университета - это самый официальный способ интернет-маркетинга. Он содержит наиболее полную, по сравнению с другими источниками, информацию о вузе. Как и любое другое всемирно известное высшее учебное заведение, Империал колледж уделяет особое внимание организации работы, поддержке и обновлению сайта [5]. В то время как Facebook имеет риск, содержать субъективную и зачастую ложную информацию об университете (сложно отслеживать отзывы и комментарии всех участников сообщества), сайт университета содержит формальную и точную информацию об университете. Рассмотрим данный инструмент маркетинга подробнее:
4.1. Главная страница
Сайт содержит различную информацию об университете как учебном и научном центре. Таким образом, вся информация делится на два основных раздела по категории посетителей сайта: студенты и исследователи. Главная страница представлена 4 основными разделами. Раздел "Обучение" обеспечивает навигацию по страницам веб-сайта для поиска информации для студентов и выпускников. В выпадающем меню представлены не все ссылки, содержащиеся в данном разделе, а только ссылки на основные востребованные разделы сайта. Эти ссылки включают различную информацию о курсах, которые предоставляются студентам; как подать документы; оплата и финансирование.
Далее идет информация о студенческой жизни, гид по окрестностям университета и Лондона, а также о возможностях участия в различных мероприятиях в рамках внеучебной деятельности.

Раздел "Исследования и Инновации" предоставляет полезные ссылки на информацию для исследователей и научно-исследовательских институтов, которые могут быть заинтересованы в научном сотрудничестве либо финансирование. В разделе информация структурирована по тому же принципу, что и в разделе «Обучение»: основные ссылки переводят на другие страницы с более подробной информацией.

Остальные два раздела «Нас вдохновляет» и «Об университете» предоставляют другую информацию об университете. Здесь приведены ссылки на страницы о мероприятиях и фестивалях, проводимых университетом, а также о других онлайн-сервисах и маркетинговой деятельности университета. В разделе «About» представлены ссылки на информацию об администрации и управлении вузом, а также цифры и факты, которые показывают характеристики и финансы вуза. Эти два раздела содержат общую описательную и более подробную информацию об университете.
Главная страница постоянно обновляется последними новостями об университете и его исследованиях. Кликая по такой ссылке, она переведет на страницу «Imperial College News», на ней анонсируются все последние новости и исследования от каждого факультета университета: Наука; Инженерия; Здоровье и Бизнес.
4.2. Онлайн сервисы
Наряду с разнообразной информацией об университете и материалах для абитуриентов, студентов и исследователей, на сайте также представлена подборка ссылок на различные онлайн-сервисы. Данная информация располагается в разделе «Engage Online».

Ссылки указывают на следующие сервисы: социальные медиа каталоги (все социальные группы и страниц во всех социальных сетях); подкасты; онлайн лекции; iTunes U; Медиа-Библиотека. Существует огромное количество информации, каталогов и мультимедийных сервисов для всех целевых аудиторий и посетителей сайта.
Ссылки и информация этих онлайн-услуг и деятельности очень подробны [6], например, список социальных сетей, таких как Fecebook, Твиттер, блоги, YouTube, Instagram, Flickr и Foursqaure. Учитывая активно развивающееся сотрудничество колледжа с вузами из Китая и увеличивающееся количества студентов из Китая, у университета также есть страница на Weibo (китайская социальная сеть).
Подкасты и онлайн-лекции составляются на год и каждый медиа-файл соответствующим образом связан хэштегами, таким образом, они могут быть доступны с помощью различных интернет-платформ (например, каждый видео файл связан хэштегом с медиа-библиотекой и соответствующий ведомственной страницей).
4.3. Раздел для иностранных студентов [7].
Так как Империал Колледж Лондона принимает большое количество иностранцев каждый год, сайт университета содержит большой раздел, посвященный вопросам поступления, обучения и жизни иностранных студентов в колледже. Страница «Иностранные студенты» разделяет информацию в зависимости от региона абитуриента. Для каждого региона отдельная страница, например, вступительные испытания (для разных регионов разные требования к поступлению из-за разницы в системах обучения), доступные стипендии и награды, а также сообщества студентов из этого региона.


Так как Великобритания является одной из наиболее привлекательных и благоприятных иммиграционных стран, на сайте открыт раздел, содержащий подробную информацию о визовых требованиях, процессе подачи заявки и последние новости о политике в отношении законов об иммиграции и сборах [8].
Страница также предоставляет дополнительную информацию для иностранных студентов: почему стоит учиться в Лондоне и в Имперском колледже. В нем приводятся подробные сведения о близлежащих районах и о городе, а также экскурсии и поездки, организованные сотрудниками студенческого союза Имперского колледжа. Есть также информация о международных ярмарках и других мероприятиях.

Резюме по сайту Империал Колледжа
Глядя на характеристики и сведения, предоставленные на сайте, с точки зрения иностранного студента, который подает заявление в этот университет, то это очень хорошо структурированный и привлекательный сайт. Информация о курсах и программах очень подробно расписана с соответствующими ссылками на другие страницы, и эта информация часто дополняется соответствующим мультимедийным контентом. В частности, страница для иностранных студентов предоставляет исчерпывающую информацию для поступления в университет [9].
Система и способ подачи информации показывает профессионализм сотрудников колледжа, как ведущего образовательного и научного учреждения. Данный сайт может даже выступать единственным инструментом для привлечения потенциальных абитуриентов на программы Империал Колледжа.
5. Международные партнерские отношения с другими вузами
Учитывая большую разницу в стоимости обучения для студентов из Великобритании и Евро Союза ('Home Fee'), и для студентов из других стран (за пределами Евро Союза) ('International Fee'), большая часть дохода вуза от образовательной деятельности поступает именно от обучения иностранных студентов. Как упоминалось выше, 39 % студентов - это иностранные студенты, а, следовательно, колледж заинтересован в наборе большего количества иностранных студентов.
Развитие хороших отношений с различными университетами по всему миру играет в этом процессе важную роль, и Имперский колледж продолжает развивать и расширять свои связи с университетами и компаниями по всему миру [12].
5.1. Отдел маркетинга в Империал колледж Лондона.
Маркетинг и реклама университета, как образовательного и исследовательского учреждения является очень важной частью работы университета. В Империал Колледже – существует несколько департаментов, разделенных на секторы [14], отвечающих за различные аспекты маркетинговой и рекламной деятельности вуза. Основным отделом, отвечающим за привлечение иностранных абитуриентов, является «Отдел по набору иностранных студентов».
Отдел маркетинга [15].
Отдел маркетинга несет ответственность за организацию College-wide мероприятий, таких как ежегодные дни открытых дверей. Он также поддерживает и курирует мелкие мероприятия, проходящие на кампусе, включая ежегодные Рождественские лекции для школ.
Кроме того, отдел разрабатывает печатные издания для абитуриентов и управляет набором студентов через онлайн ресурсы.
Отдел по набору иностранных студентов [12].
Команда по набору студентов имеет схожую роль с отделом маркетинга, однако этот отдел в основном ориентирован на работу с иностранными студентами. В обязанности команды входит посещение школ и университетов Великобритании и за рубежом, посещение образовательных выставок в Великобритании и за ее пределами, сотрудничество с другими университетами Лондона. Команда также поддерживает другие мероприятия, такие как еженедельные экскурсии по кампусу.
Оба отдела работают в тесном взаимодействии.
Другие университеты в Великобритании
Многие другие университеты Великобритании, как и Империал Колледж Лондона, используют схожие методы маркетинга и рекламы.
1. Престижные Вузы Великобритании
1.1. Оксфорд и Кембридж [13], [14]
Оксфорд и Кембридж являются одними из самых известных университетов в Великобритании и в мире. Благодаря своей репутации и престижу, конкуренция при поступлении растет с каждым годом. Оба вуза ежегодно проводят дни открытых дверей и выпускают печатные и электронные буклеты, как и другие университеты. Однако такой большой интерес со стороны абитуриентов проявляется благодаря репутации вузов и связям с другими известными научно-исследовательскими институтами и университетами в мире.
1.2. UCL и LSE [15], [16]
Два других ведущих университета в Лондоне это University College London (UCL) и Лондонская школа экономики (LSE). Оба университета также имеют высокий конкурс во время приемной комиссии из года в год. Их методы набора студентов являются те же: дни открытых дверей, буклеты и сайты. Большой набор студентов из Великобритании и из-за рубежа в эти университеты объясняется их географическим положением. В связи с тем, что вузы расположены в центре Лондона, студентам доступны государственные организации и предприятия Лондона. Иными словами, студенты этих университетов имеют очень хорошие перспективы трудоустройства и развития карьеры.
Исследования показывают, что Лондонские университеты, такие как Империал колледж Лондона, University College London и Лондонская школа экономики имеют самый высокий уровень заработной платы выпускников [17], так как большинство их выпускников работают в правительстве и в бизнес секторе Лондона. Из-за их расположения, легкой доступности и хороших связей, эти университеты поддерживают даже более тесные отношения с работодателями, чем Оксфорд или Кембридж. Такое устойчивое и практически гарантированное трудоустройство после окончания обучения действительно является сильным фактором при выборе учебного заведения абитуриентами
Список источников
[1]: "Statistics Pocket Guide 2009–10" (PDF). Imperial College London. Retrieved16 August 2013
[2]: https://www.imperial.ac.uk/college.asp?P=3743
[3]: http://www.ibtimes.com/facebook-one-out-every-five-people-earth-have-active-account-1801240
[4]: https://www.imperial.ac.uk/
[6]: https://www.imperial.ac.uk/be-inspired/social-and-multimedia/directory/
[7]: https://www.imperial.ac.uk/study/international-students/
[8]: https://www.imperial.ac.uk/study/international-students/visas-and-immigration/
[9]: http://www3.imperial.ac.uk/newsandeventspggrp/imperialcollege/newssummary/news_3-9-2015-14-41-31
[10]: http://www3.imperial.ac.uk/communications
[13]: http://www.ox.ac.uk/
[14]: https://www.cam.ac.uk/
[15]: http://www.ucl.ac.uk/
[16]: http://www.lse.ac.uk/home.aspx
[19]: http://www.foreignstudents.com/universities/uk-directory
[20]: http://www.studylondon.ac.uk/application-advice/
[21]: http://www.britishcouncil.org/sites/britishcouncil.uk2/files/languages-for-the-future-report.pdf
[23]: http://www.theguardian.com/education/2012/aug/09/tuition-fees-increase-15000-less-applicants.
Другие полезные ссылки
- British Association of Slavonic and East European Studies
- Centre for Russian and East European Studies (Birmingham)
- Institute of Central and East European Studies (Glasgow)
- Centre for Russian and East European Cultural Studies (Bristol)
- Bakhtin Centre (Sheffield)
- Russian and East European Centre (Oxford)
- School of Slavonic and East European Studies (University College, London)
- Association of Teachers of Russian
Основной интерес со стороны британской молодежи вызывают краткосрочные программы обучения за рубежом по причине активно развивающегося Болонского процесса и принципов поощрения академической мобильности. Именно поэтому основной целевой аудиторией для российских вузов в Великобритании являются студенты вузов, а основным продуктом – краткосрочные программы на английском языке. В основном информацию об образовательных программах и возможности обучения в России студенты Великобритании получают от своих преподавателей или специализированных международных отделов своего вуза. В дальнейшем некоторые студенты обращаются в российский вуз через электронную почту или онлайн заявку на обучение через сайт самостоятельно, но таких студентов не много – порядка 20 % от общего количества выезжающих на обучение за рубеж. Остальные студенты обращаются в международные службы своего вуза.
1. Сайты российских вузов
В процессе принятия решения о поездке на обучение за рубеж, а также в ходе подготовки студенты большое количество времени уделяют изучению официально сайта университета, для того, чтобы составить образ университета. Доступность и легкость переключения между языками на сайте в этом случае – немаловажный фактор успеха образовательного учреждения для формирования его положительного имиджа.
Важным блоком информации на сайте является информация, касающаяся иностранных студентов. Например, на странице 'Студенческая жизнь' должно быть больше фотографий и описания студенческой жизни в вуза. Это может быть улучшено путем создания отдельных страниц для каждого вида студенческой жизни, а не просто краткое перечисление и описание. Более обширная галерея объектов, особенно фотографии студенческого общежития, могут улучшить качество предоставления необходимой информации. Так как студенты тратят значительное время в своих общежитиях, было бы хорошо предоставлять более подробный вид общежития и других жилых объектов. Виртуальный тур – очень эффективный метод ознакомления студентов с вузом.
Фото галерея самого сайта может быть улучшена путем содержания более интересных аспектов университета: например фотографии пейзажей вокруг университета; архитектуры и студенческих мероприятий, а также студенческий отдых в парке, общественные мероприятия и т.д. На данный момент, в большинстве вузов основная часть информации и фотографий ориентированы на научно-техническую деятельность университета. Это может заинтересовать исследователей и более технически ориентированных студентов, однако, оно не имеет отношения к большей части студентов, которым может быть интересно узнать о студенческом городке и самом университете. Наличие большого количества фотографий создает особое впечатление о вузе и формирует желание стать частью его жизни.
2. Негативные факторы
Язык
Основным ограничением при продвижении российских вузов в Великобритании является языковой барьер. Так как русский язык сильно отличается от английского языка, как грамматически, так и в плане алфавита, русский язык является главный минусом обучения в России. Великобритания уже страдает от отсутствия необходимости у молодежи изучать иностранные языки из-за того, что английский язык является международным. Даже те, кто изучают языки, скорее предпочтут западноевропейские языки из той же языковой семьи, как английский, например, французский или итальянский.
Несмотря на то, что русский язык определен правительством как один из важных языков изучения в Великобритании, все равно большинство студентов предпочли бы изучать другие европейские языки, которые сравнительно легче осваиваются из-за аналогичных грамматических структур и алфавита. Следовательно, массовое обучение на русском языке все еще остается ограничением для российских вузов при наборе студентов из Великобритании.
Международные отношения
Как это видно из ряда событий и последних международных выставок, отношения между Великобританией и Россией довольно 'недружественные'. Как и во многих странах Западной Европы, Британские СМИ также показывают значительное количество негатива в отношении России. Вследствие этого, у широкой общественности, включая студентов, не создается доброжелательный имидж России как страны, благоприятной для посещения, что в свою очередь, оказывает значительное влияние на абитуриентов при выборе университета.
Виза
Еще один фактор, который может ограничить выбор России в качестве страны обучения – это визовый режим. В то время как Британские студенты могут свободно путешествовать и учиться в большинстве стран Европы, которые являются членами ЕС, они обязаны получить визу для того, чтобы учиться в России [25]. При этом процесс получения визы РФ – это достаточно длительный по времени процесс. Получение визы стало одной из основных трудностей для британских студентов, ввиду отношений между странами, особенно после обострения политической обстановки и введения санкций.
3. Позитивные факторы
Ограничения, упомянутые выше, в основном зависят от политической обстановки и международных связей между странами на государственном уровне, следовательно, они не зависят от уровня и качества обучения в российских вузах. Однако, в ожидании, что международная напряженность будет снижена в ближайшее время, рассмотрим некоторые положительные факторы, которые могут повлиять на выбор российского вуза со стороны студентов и абитуриентов из Великобритании.
Низкая стоимость жизни
Одним из основных привлекательных факторов для обучения и жизни в России является более низкая стоимость жизни. Особенно в сравнении с Лондоном и его ближайшими городами, стоимость проживания, а также плата за обучения значительно ниже. На самом деле, в России дешевле жить, чем в Великобритании в среднем на 50 % [26]. Плата за обучение в университетах Великобритании является на много выше, чем в других университетах Европы [27]. В связи с увеличением оплаты обучения в 2012 году (с £3000 до £9000 для студентов из ЕС и с £24 000 до £27 000 для иностранцев) [28], отмечен общий спад поступающих в вузы за последние годы [29], не смотря ни то, что эта ситуация стабилизируется путем внедрения государственных кредитов и стипендий.
Однако финансовое давление на студентов по-прежнему существует. Поскольку проблема образовательных кредитов, из-за высокой оплаты за обучение и расходы на проживание в Великобритании становится все более серьезной [30], возможность учиться дешевле в российских вузах может стать одним из конкурентных преимуществ для российских вузов.
Перспективы трудоустройства и связи
Еще со времен распада Советского Союза, Россия и другие страны бывшего СССР стремительно расширяют свою экономику, развивая многие аспекты общества и бизнеса. Несмотря на временный спад российской экономики, происходящий по причине введения санкции, многие отрасли продолжают развиваться. Одним из наиболее значимых конкурентных преимуществ для российских вузов могло бы стать предоставление возможности прохождения практики в российских компаниях для иностранных студентов. Обучаясь в России и пройдя практику на одном из предприятий, студенты смогут иметь возможность развивать ценные связи и получить хороший опыт работы для будущего трудоустройства.
4. Выводы и рекомендации
Условия функционирования российских и британских вузов не позволяют провести между ними четкую параллель, однако, можно предположить какие из используемых британскими вузами инструментов и методов могут быть с успехом использованы и в российских вузах.
- Успешный маркетинг и реклама требуют построения тесных и прочных отношений с потенциальными абитуриентами посредством активного общения, предоставления подробной информации и постоянного стимулирования интересов. Это может быть достигнуто благодаря развитию доступных и качественных сайтов, активных и дружественных социальных сетей, и профессиональных буклетов. Все это должно предоставляться точным и профессиональным английским языком.
- Как видно из примера успешных британских университетов, качество и презентация веб-сайта университета является важным аспектом в продвижении университета. Каждая страница сайта должна содержать соответствующую информацию. Необходимо использовать дружественный формат, чтобы привлечь потенциальных абитуриентов, а также произвести хорошее впечатление о вузе для его посетителей, путем наполнения сайта как можно большим количество не официальных, а «живых и жизненных» фотографий, описывающих не только научную жизнь вуза, но и студенческую.
- Чтобы привлечь студентов из британских университетов, российские вузы должны быть готовы предложить им то, что университеты не всегда предлагают студентам. Одним из аспектов этого может быть стипендия и финансирование, практика в российских компаниях или возможность дальнейшего трудоустройства. В Великобритании практически нет стипендий для большинства студентов на данный момент, и лишь ограниченное количество студентов получают финансовую поддержку. Следовательно, для британских студентов возможность получения стипендии – это хороший мотив учиться в России.
- Еще один способ увеличить набор иностранных студентов – это организация программ обмена и летних школ.
- Наконец, можно использовать роль «посла». Иными словами, выпускники или бывшие участники программ обмена могут выступать в качестве личного рекламодателя после возвращения в Великобританию, основываясь на положительном личном опыте. Они смогут активно рекламировать курсы в России и призывать других студентов из Великобритании учиться там.
В целях привлечения талантливых иностранных студентов в датские вузы, представители университетов и колледжей, а также промышленных компаний Дании объединили свои усилия, представив бренд обучение в Дании, в Бразилии и Китае.

26 октября 2015
Неформальный перевод
Представители датских учебных заведений и компаний, побывали в Бразилии и Китае в результате целенаправленных совместных усилий по набору иностранных студентов. Мероприятие Дни Дании является частью концепции Министерства высшего образования и науки Дании по привлечению талантливой молодежи и позиционированию своей страны как привлекательного места для учебы и карьеры – Top Talent Denmark initiative. Для реализации комплекса мероприятий в рамках данной концепции были созданы инновационные центры Дании в Сан-Паулу и в Шанхае.
Конкуренция на рынке международного образования
Концепция Top Talent Denmark включает в себя организацию образовательных выставок «Обучение и карьера», других мероприятий, online сервисы и сети выпускников, где иностранные студенты могут ознакомиться с системой высшего образования Дании, с вузами, научными, технологическими и инновационными компаниями, и узнать больше в целом о стране. Министр высшего образования и науки Лунне Эсбен Ларсен подчеркнул, что Дания встретилась с сильной международной конкуренцией на образовательном рынке, поэтому реализация концепции Top Talent Denmark и мероприятий в рамках Дней Дании особенно важны.
- Когда студенты выбирают место дальнейшего обучения, они выбирают вузы с хорошей репутацией и качеством образования, а также на выбор страны и вуза обучения влияет возможность дальнейшего трудоустройства сразу после окончания обучения. Опыт сотрудничества с компаниями при наборе иностранных студентов (в рамках работы созданных Инновационных центров, на выставках, во время проведения Дней Дании и т.д.) очень эффективен, поскольку предоставляет абитуриентам прямую связь с будущими работодателями, а также возможность организации своей практики уже в процессе обучения. С другой стороны, для наших компаний мы создаем действительно хорошую платформу для отбора и найма наиболее талантливых иностранных специалистов, - говорит Эсбен Ланд Ларсен.
С полным текстом новости можно ознакомиться на сайте Министерства высшего образования и науки Дании