Первый проректор СПбПУ В.В. Глухов: «Инженер должен иметь предпринимательские навыки»

24 Января 2017 Образование 1433

Экономика – одно из важных направлений образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. А первой книгой, вышедшей в 2017 году в Издательско-полиграфическом центре СПбПУ, стало учебное пособие «Менеджмент. Конспект лекций». Его автор – доктор экономических наук, профессор Высшей школы промышленного менеджмента и экономики, первый проректор СПбПУ В.В. ГЛУХОВ. В интервью он объяснил, почему современный инженер должен быть и эффективным менеджером, чем отличается мозг человека от машины, и как общая теория управления сказывается на изменениях, происходящих сегодня в нашем университете.

 Доктор экономических наук, профессор Высшей школы промышленного менеджмента и экономики, первый проректор СПбПУ В.В. ГЛУХОВ с выпускниками Политеха

- Владимир Викторович, какое место занимает сегодня менеджмент в системе учебных дисциплин нашего университета?

- В соответствии с учебными планами и программами, по которым мы сегодня действуем, дисциплина «Менеджмент» стала для экономической группы специальностей общеобразовательным предметом и читается на уровне 2 курса, а для стандартов инженерного профиля данная дисциплина принадлежит более высокому уровню преподавания. Поэтому, говоря об общей теории менеджмента, можно сказать, что это общеобразовательная дисциплина для экономической группы специальностей.

- В чем особенность учебного пособия «Менеджмент. Конспект лекций»?

- Оно подготовлено на основании базового учебника «Менеджмент», который выдержал уже несколько изданий, и в нем, с одной стороны, структурирован материал в компактном виде, а с другой – ряд материалов обновлен с учетом того, что происходит сегодня с точки зрения и теории управления, и практической деятельности в конкретных разделах менеджмента на разных уровнях управления в стране.

Сегодня действительно активно развиваются и методы, и приемы, и инструменты управления, что особенно важно для России, где не произошло пока стабилизации в полном объеме новых рыночных механизмов и новых приемов взаимоотношения государственных и предпринимательских структур. И эти изменения постоянно приходится учитывать. Особенностью конспекта является то, что он построен как некая трехуровневая информационная система. С одной стороны, он содержит действительно весь материал, который излагается на лекциях, так сказать, базовый объем знаний. С другой – в нем есть материал, используемый на семинарских занятиях и на упражнениях данной дисциплины. Он излагается в компактном виде. И третья часть – это материал, который студент при желании может изучить дополнительно, самостоятельно, расширяя круг своих знаний.

Данное учебное пособие может быть полезным не только студентам экономического направления, но и гуманитариям, и даже практикующим специалистам

- А для чего это сделано?

- Для того, чтобы этот учебник было можно использовать не только для данной конкретной экономической специальности, но и, например, для гуманитарных направлений, где будет сделан акцент в другой области, и тогда сама базовая часть будет немного другая, не та, которая излагается экономистам. Данный материал может быть использован и для инженерных и IT-направлений, но в этом случае базовая часть для них тоже станет иной, произойдет перераспределение между базовой и дополнительной составляющей. Но в целом данный конспект преследует цель изложить комплексно весь набор объектов, которыми управляет менеджмент и которые ему принадлежат, и показать их особенности. Кстати, некоторые из этих объектов должны в последующем развиваться в отдельных дисциплинах, но студент на уровне общего курса в голове формирует систему и знает место каждого элемента и объекта, будь то информационные потоки, которые нами управляют, материальное, люди, оборудование или финансы. Но, зная объекты, он может дальше более четко для себя воспринимать развитие отдельного раздела менеджмента, детализировать и углублять его с точки зрения своих знаний. Какие-то разделы в последующем ему могут быть не очень интересны, но систему он должен представлять. Поэтому данный конспект дает именно полную структуру объектов, которыми руководит в организации, на предприятии вся система управления, а также структуру методов, инструментов, приемов и терминологии управления, создавая целостную картину на уровне общего предмета.

- Сегодня мы находимся на самом первоначальном этапе промышленной революции 4.0. Сингулярность к нам приближается с каждым днем, управление становится все сложнее и сложнее. Как вы считаете, не нужно ли менеджмент как базовую дисциплину вводить не только для студентов экономических направлений, но и для инженерных специальностей?

- В том наборе знаний, который в конспекте излагается, я попытался включить все элементы, которые связаны с сегодняшними принципами компьютерного управления, цифрового проектирования, теми механизмами, способами и задачами, которые ставит страна или уровень развития перед конкретными предприятиями с точки зрения направления развития. Что касается менеджмента как обязательного для инженерных специальностей, я бы вспомнил о том, что одной из целей создания Политехнического университета был выпуск инженеров, обладающих предпринимательскими навыками и умениями. А вот предпринимательские навыки и умения, хотите вы того или нет, это, прежде всего, управление и экономика: знание основ и методов управления, знание основ и методов экономики. Поэтому комплексное знание – инженерное и предпринимательское – сегодня крайне необходимо всем.

- Имеет ли смысл настаивать на том, чтобы менеджмент стал базовой дисциплиной для инженерных специальностей, как, скажем, философия или история? Это не праздный вопрос. Дело в том, что, когда мы прочитали книгу, увидели много аспектов, которым хотелось бы поучиться, потому что теория хорошо работает, когда может быть использована на практике.

- Повторю,  я считаю, что для всех инженеров сегодня нужно ввести курс предпринимательства. Их надо научить самостоятельно, не боясь, организовать свое предприятие, знать хотя бы простейшие механизмы налогообложения, принципы планирования.

 По мнению В.В. Глухова, комплексное знание - инженерное и предпринимательское - сегодня крайне необходимо всем

- На обложке вашей книги написана, казалось бы, необычная для данного контекста фраза: «Обучение и обдумывание новых идей приводит к изменению клеток мозга на молекулярном уровне». Можете пояснить, это изменение клеток мозга в лучшую сторону?

- Чем отличается мозг человека от машины? Машину спроектировали, все ее связи и возможности заложены в нее изначально. Мозг человека отличается тем, что он себя строит сам. Если не нагружать его некой интеллектуальной работой, то и не появится каких-то сложившихся внутренних связей. Не зря говорят, что высшая математика нужна не только для того, чтобы уметь взять интеграл и производную. Высшая математика учит логике, рассуждению и принятию последовательных решений – а этому действительно надо учиться, потому что, к сожалению, от рождения человеку этого не дано. Даже многим приемам анализа, выстраивания этапов и логики своих действий и понимания логики чужого надо учиться. Некоторые разделы менеджмента сознательно направлены на то, чтобы эти знания привить: понять последовательность ошибок, связь последствия и неправильно принятого решения, в конце концов, посчитать, во сколько это неправильное решение обойдется...

- Сегодня общая теория управления меняется и во всем мире, и в нашем университете, в частности. В Политехе достаточно сильная школа экономистов, которая была основана еще в 1902 году. Как сейчас общая теория управления сказывается на изменениях, происходящих в нашем университете?

- В общей теории управления не очень много изменений происходит. Хотя какие-то инструменты и приемы вырабатываются, актуализируются, но есть классические варианты, которые применяются, затем от них отказываются, после чего они вновь возвращаются, но уже на другом уровне. Эти классические варианты, наверное, и воспринимаются, как новые изменения в теории. Но они таковыми не являются, это лишь использование тех или иных инструментов, распределение уровня принятия решений по отдельным структурам и права принимать финансово-экономические решения, построение собственной крупной, мелкой, многоступенчатой, укрупненной, по терминологии менеджмента «плоской» или «расширенной» вертикальной структуры. Эти приемы, как я всегда учу студентов, на самом деле зависят от интеллектуального уровня тех, кто сидит в системе управления. Чем слабее ее интеллектуальный уровень, тем она более сложная, чем более интеллектуальные люди работают в системе управления, тем она более простая. Этот закон очевиден. И в значительной степени один или два руководителя стремятся решить свою задачу: как увязать тот интеллектуальный потенциал, которым я владею, и ту структуру, которую я могу построить. Не всегда просто ответить на этот вопрос, но это самая классическая и самая тяжелая задача руководителя – увязать эти два момента. От того, как правильно они будут построены, будет зависеть эффективность всей организации. Я хочу подчеркнуть, что управление является вторичным по отношению к результату. Мы строим управление, которое стоит на фундаменте собственно работающей организации, и потом получаем результат. Поэтому самоцель – не управление, а результат, который даст организация. Управление – это надстройка, которую надо построить правильно и с учетом того опыта и навыка, который есть в самой организации и в похожих на нее, чтобы учиться не только на своих ошибках, но и на чужих тоже.

- Владимир Викторович, большое спасибо за интервью. Получается, что рекомендовать вашу книгу можно не только студентам экономического направления, но и всем студентам Политеха. Уверены, что она будет полезна и тем специалистам, кто занимается управлением уже много лет.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати