Интервью проректора по образовательной деятельности СПбПУ Елены Разинкиной

12 Марта 2021 Образование 1317

Как академическому сообществу влиять на нормативную рамку образования, каковы показатели качественного обучения и преподавания и в чем сегодня заключаются возможности развития вузов – об этом в интервью Образовательной платформе «Юрайт» рассказала доктор педагогических наук, проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена РАЗИНКИНА. 

Проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена РАЗИНКИНА дала интервью образовательной платформе «Юрайт»

- Как в вузе реализуются программы сетевого взаимодействия? Чем помогаете остальным и какими наработками коллег пользуетесь?

В прошлом году нами был утвержден новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ высшего образования, в соответствии с которым и осуществляется сетевое взаимодействие. В порядке подробно представлен широкий спектр возможных типов взаимодействия, назову только самые распространенные в Политехе.

1. «Цифровое взаимодействие», или «Онлайн-мобильность», в рамках которого студенты базовой организации могут изучать онлайн-курсы организации-участника и (или) наоборот. Этот тип взаимодействия реализуется на основании заключенного договора о сетевой форме, в этом учебном году такие договора подписаны с 25 вузами. В рамках этого сотрудничества СПбПУ предоставляет онлайн-курсы, размещенные на национальной платформе открытого образования, международной платформе Курсера, и готов делиться методическими наработками по внедрению онлайн-курсов в образовательный процесс. В свою очередь, мы берем для использования курсы других ведущих университетов.

2. Международное сетевое взаимодействие в рамках программ «двойных дипломов», совместных образовательных программ, когда часть модульной структуры реализуется иностранной образовательной организацией, часть – Политехом.

3. Сетевое взаимодействие с индустриальным партнером. Это образовательные программы, в реализации которых принимают участие организации, не осуществляющие образовательную деятельность (например, научные организации, исследовательские институты и центры, промышленные партнеры и иные организации), но обладающие ресурсами для осуществления образовательной деятельности. Эти организации предоставляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы для реализации, прежде всего, практической составляющей образовательного процесса, в том числе для проведения учебной и производственной практики. Образовательная программа (компонент образовательной программы) разрабатывается и утверждается базовой организацией по согласованию с организацией-партнером. К сетевой форме реализации образовательных программ, в особенности, когда ставится задача «широкой» подготовки, может быть привлечено несколько высокотехнологичных промышленных предприятий. Каждый участник сетевого процесса отвечает за свой структурный элемент образовательной программы, достигает заявленных результатов обучения. В то же время имеется и совместная зона ответственности в части формирования задания для выпускной квалификационной работы и защиты результатов этой работы.

- В каком формате работает вуз на данный момент и как регламентирована работа на дистанте – скорость проверки работ, количество часов за компьютером и другие аспекты?

- На данный момент мы ушли от исключительного дистанта и работаем в традиционном для нас смешанном формате обучения. Электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий регламентировано соответствующим Положением. Кроме этого, в период дистанционного обучения в формате исключительно удаленного общения было разработано достаточно много регламентов, инструкций, методических рекомендаций для разных категорий участников образовательного процесса – обучающихся, преподавателей, сотрудников, с ними можно ознакомиться на специально созданной странице сайта Дистант. На регулярной основе осуществлялся мониторинг проведения занятий в дистанте, кроме того, в этот период мы более часто проводили опросы студентов и преподавателей об удовлетворенности организацией образовательного процесса с целью оперативного реагирования на возникающие проблемы.

Учет количества часов, которые преподаватель или студент проводили за компьютером, мы не осуществляли, но могу сказать однозначно, что данный формат обучения потребовал от преподавателей бόльших временных затрат.

- Как образовательному сообществу влиять на новые официальные нормы образования?

- Активно включаться в разработку этих норм. Такая возможность существует. Все нормативные акты, программы проходят общественное обсуждение, например на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/). Кроме того, эффективными площадками для обсуждения новых норм образования служат Ассоциации, Советы ректоров, рабочие группы, создаваемые органами государственной власти.

- Как изменяются проверки и аккредитации Рособрнадзора в условиях цифровизации образования?

- Пандемия подтолкнула к более активному использованию цифровых, в том числе дистанционных, технологий не только в образовательном процессе вузов, но и в контрольно-надзорных процедурах, государственной аккредитации образовательной деятельности. Например, все плановые контрольно-надзорные проверки Рособрнадзора на этот год будут проводиться в документарном виде, без выезда в образовательную организацию. Вуз в соответствии с запросом в требуемые сроки обязан представить в электронном виде заверенные электронной подписью руководителя или уполномоченного лица документы, кроме того, анализируются документы, размещенные на официальном сайте вуза в обязательном разделе «Сведения об образовательной организации». С весны 2020 года госаккредитация образовательных программ, не содержащих гостайну, стала проходить в дистанционном формате.

Переход на новые форматы работы – это непросто как для вуза, так и для контролирующих органов. В вузе должны быть пересмотрены многие бизнес-процессы, развернута система электронного документооборота, решены вопросы автоматизации не только учебно-методической деятельности, но и кадрового учета, учета материально-технической базы и другое. Возникают проблемы и с уровнем готовности к проведению экспертиз в удаленном формате экспертов, привлекаемых Рособрнадзором, наличием у них умений использовать информационные технологии, выстраивать коммуникацию в дистанте. На мой взгляд, требуются пересмотр и уточнение отдельных нормативных актов, разработка методик, регламентирующих контрольно-надзорные мероприятия и проведение госаккредитации в удаленном формате, а также создание цифровых сервисов, удобных для всех участников такого взаимодействия (представителей Рособрнадзора, экспертов, образовательных организаций).

- Что для вас показатель качественного обучения и преподавания? Как проректор по образовательной работе, скажите, каких преподавателей ценят в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого?

- Ключевыми показателями качественного образования являются востребованность выпускников, их успешность и уровень заработной платы. Мы ценим преподавателей, которые готовы к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту, разумно и эффективно совмещают научную и преподавательскую деятельность, умело выстраивают коммуникации с обучающимися.

- Чему надо учить современного студента?

- Учить учиться на протяжении всей жизни. Основной тренд современности – высокая скорость изменений, поэтому, даже имея хорошее базовое образование, необходимо постоянно осваивать что-то новое, быть готовым к смене своей профессиональной траектории.

- Что вы считаете главными угрозами для эффективной деятельности вузов, в чем видите основные возможности для развития?

- Основные угрозы – это сокращение или отсутствие роста объемов финансирования (стоимость образовательных программ, поддержка развития инфраструктуры вуза и так далее) и жесткое пошаговое регламентирование деятельности без учета специфики вуза и возможностей выбора, а в качестве основных возможностей – это, безусловно, кооперация, партнерство не только между образовательными организациями, включая иностранные, но и, что особенно важно для нас как инженерного вуза, с предприятиями высокотехнологичной промышленности и научно-исследовательскими организациями. Подготовить инженера будущего можно только в рамках выполнения проектов от представителей реального сектора экономики, шагающих в ногу со временем.

- Что принципиально изменилось в программах университета, чего раньше не могли предложить абитуриентам, а теперь, в 2021 году, можете?

- В образовательных программах для набора 2021 года сделан акцент на системном последовательном развитии цифровых компетенций, в большем объеме реализован выбор траекторий обучения, в том числе существенно расширен выбор дисциплин, направленных на формирование soft skills. Появится больше форматов практической подготовки, возможность разработки выпускных квалификационных работ в составе междисциплинарных проектных команд, включая формат стартапов, и многое другое.

Материал подготовлен образовательной платформой «Юрайт»

Версия для печати