Он и есть «Глагол»

29 Декабря 2020 1231

28 декабря остановилось сердце Александра Максимовича БОРЩЕВСКОГО, выпускника и преподавателя Политеха, создателя и неизменного руководителя студенческого Народного театра «Глагол» – одного из символов нашего университета. 

Александр Максимович Борщевский на традиционной церемонии закрытия 48-го театрального сезона «Семь слонов». 16 июня 2019 года

Про некоторых людей кажется, что они будут всегда. Представить себе «Глагол» без Борщевского – невозможно. Это одно целое, они неразделимы. Стоит подумать «Глагол» – и видишь Александра Максимовича в его фирменной клетчатой рубашке и синей стеганой безрукавке. Он, словно сказочный волшебник, обитал за красной портьерой в своем кабинете, наполненном легендами, фотографиями, артефактами, воспоминаниями и театральными историями, редко показывался зрителям, но общался с ними в соцсетях. Он создал театр и жил им, а когда в 2020 году началась пандемия, и театры закрыли, он начал писать историю «Глагола». 26 марта Александр Максимович опубликовал первую часть своего электронного дневника воспоминаний, в которой поведал нам, откуда у него, инженера, такая любовь к театру.

Александр Максимович Борщевский родился в Ленинграде, ребенком пережил блокаду. Когда закончилась Великая Отечественная война, пошел в школу. Однажды учительница литературы объявила, что драмкружку Дворца пионеров им. А. А. Жданова нужны актеры-мальчики. На приглашение откликнулся один Саша Борщевский. Драмкружком тогда руководил режиссер Матвей Григорьевич Дубровин. В 1956 году он организовал во Дворце пионеров знаменитый Театр Юношеского Творчества (ТЮТ), и Александр Борщевский вошел в состав первого совета ТЮТа и возглавил его режиссерско-организационное управление. Так что к театральному делу Александр оказался причастен довольно рано.

Александр Борщевский (стоит четвертым слева) в Театре Юношеского Творчества

«Любовь к театру сохранилась у меня на всю жизнь. И привил её именно Матвей Григорьевич Дубровин – один из двух человек, мощных личностей, определивших мою судьбу. Театр – одна половина моей жизни, моей души, – написал Александр Борщевский в своих воспоминаниях. Но после школы он поступил все же на физико-металлургический факультет Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина. «Второй замечательной личностью был мой вузовский учитель и старший друг профессор, доктор технических наук Владимир Владимирович Скорчеллетти (ВВС – так называли Владимира Владимировича его друзья и ученики). Итальянская фамилия досталась ему от предков из Одессы. Человек потрясающей эрудиции, энциклопедических знаний, настоящий российский интеллигент Владимир Владимирович привил мне любовь к такой, казалось бы, скучной науке, как “коррозия металлов”».

Получив специальность «инженер-металлург по цветным металлам», Александр Максимович четыре года после вуза отработал в компании «Гипроникель». А потом, в 1965 году, вернулся в Политех – навсегда. 

В 1970 году один из студентов Борщевского дал ему пригласительный билет на фестивальный вечер физико-металлургического факультета, где Александр Максимович преподавал. На сцене Актового (сейчас Белого) зала шло представление, в котором принимал участие студент Михаил Будневич, который впоследствии сыграл немалую роль в жизни театра «Глагол».

Позже, во время лабораторных занятий по электрохимии Александр Максимович поговорил с Михаилом насчет спектакля и выяснил, что у ребят нет режиссера. Предложил свою помощь. И через год в той же лаборатории тот же Миша Будневич пришел к своему преподавателю и напомнил об этом предложении.

Так преподаватель и студенты начали вместе работать. Первый совместный спектакль показали 4 апреля 1971 года. По воспоминаниям Борщевского, «лавров не снискали» – заняли шестое-седьмое место из 11. Но с этого момента решили, что нужно репетировать регулярно. И больше не расставались. Так в Политехе появился Театр Металлургического факультета (ТМФ), который со временем превратился в Народный театр «Глагол». 

Через год, на очередном фестивале, самодеятельный коллектив показал представление, состоящее из политического обозрения «Хроника» и капустника «Где Витя?». И на этот раз занял первое место и получил приз – междугороднюю автобусную поездку в любом направлении. Выигрывая каждый год, студенты съездили в Таллин, Тарту и Псков. 

Потом были еще многочисленные поездки по стране – театр работал как агитбригада. Были знакомства с зарубежными университетскими и не только театрами, установление творческих контактов, поездки в Германию, Францию, Бельгию. Их организовывал Александр Максимович, находя деньги, транспорт, жилье. И все это – из любви к театру, на общественных началах. Сам в это время, будучи кандидатом технических наук, доцентом, продолжал трудиться на кафедре, учить студентов физической химии, теоретической электрохимии и коррозии металлов. Лишь 10 лет назад Александр Борщевский завершил преподавательскую работу, и остался только театр. 

Александр Борщевский с коллективом театра «Глагол» на закрытии 48-го сезона

20 июля 2020 года Александр Максимович описал вторую поездку труппы театра в Лион, во Францию. Это была заключительная, 26 часть воспоминаний. На этом автор поставил точку. А тут и эпидемиологические ограничения в городе сняли, и театр открылся – снова начались спектакли и репетиции, пришли зрители. Казалось, настоящая жизнь вернулась, и скоро все будет совсем хорошо, как раньше. 

Но не случилось. За четыре дня до нового 2021 года сердце Александра Максимовича Борщевского остановилось. Он не дожил трех месяцев до 50-летнего юбилея театра «Глагол», которого ждал и к которому готовился. Для актеров и работников театра, родных, друзей, близких, коллег – для всех, кто знал Александра Максимовича, это стало потрясением.  

«Не представляю, какие слова русского или любого другого языка могут выразить боль утраты, – говорит выпускник Политеха, актер театра «Глагол» Михаил Алемаскин. –Утраты двойной, тройной, четверной. Александр Максимович был (есть, будет) сердцем, душой, головой, духом, да и всем остальным театра. Он и есть “Глагол”. Это отец театра, отец глагольцев. Коллективная утрата для каждого глагольца превратилась в личную. Трудно представить сейчас, как это может быть: «Глагол» есть, а его нет. Больно, невероятно больно».

Студент 1 курса ИММиТ Денис Авербух: «После занятий Александр Максимович часто раздавал нам конфеты. Он делал это в своём непревзойдённом стиле: тихо просачивался в нашу компанию, пока мы что-то обсуждали, незаметно вкладывал в руку конфету и так же исчезал. А после невинно интересовался, чего мы здесь стоим, будто только подошёл. Те из нас, кому достались конфеты, смеялись, зная, что он уже давненько здесь».

Выпускник СПбПУ Никита Комаров: «В театре я уже 12 лет. Александр Максимович - сердце “Глагола”. Благодаря ему театр функционирует. Благодаря ему театр стал настоящей семьёй для меня и, думаю, для всех остальных актёров. Александр Максимович всегда ставил театр во главе всего, он очень любил “Глагол” и “глагольцев”. Когда я находился в трудных жизненных ситуациях, он всегда готов был предложить свою помощь. Это невосполнимая утрата для всех нас. Не знаю, что будет с театром теперь, после его ухода. Действительно, мы все “осиротели”. Это больно, страшно и пусто. Но Александр Максимович навсегда останется в наших сердцах. Светлая память нашему дорогому АМБ».

Актер Иван Виноградов: «Александр Максимович – уникальный человек, и это большая утрата для труппы театра, для зрителей, для близких ему людей. На протяжении долгих лет он умело нёс на своих плечах все трудности существования театра “Глагол”. Его жизненная энергия, любовь, мудрость и твёрдая рука не давали гаснуть пламени в сердце театра. Под его чутким руководством этот механизм работал чётко и исправно как швейцарские часы. Александр Максимович был именно тем человеком, без которого не было бы такой славной истории “Глагола”. Мы скорбим, и он останется навечно в нашей памяти добрым, любящим театр, жизнь во всех её проявлениях, глыбой, защитой, опорой... вечная память...».

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого скорбит об уходе из жизни Александра Максимовича Борщевского, но не прощается с ним. Бессменный руководитель Народного театра «Глагол», Заслуженный работник культуры Российской Федерации, студент, выпускник, преподаватель Политеха Александр Борщевский навсегда останется в памяти политехников и в истории Политехнического университета.

Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью СПбПУ. Текст Екатерина ЕФИМОВА

Версия для печати