Этот день в истории Политеха: 15 – 21 января

Сегодня в специальном проекте к 125-летию Политеха, мы вспоминаем о событиях, связанных в Политехническом университете с датами от 15 до 21 января.

18 января 1943 года — день прорыва блокады Ленинграда — для политехников, как и для всех ленинградцев, был долгожданным, выстраданным и очень счастливым днём.

В Политехе чтут память о блокаде

В первые дни Великой Отечественной войны более 3000 студентов, аспирантов, сотрудников института, выпускников предвоенных лет ушли на фронт добровольцами, сражались в 1-й Кировской, 3-й Фрунзенской, и 5-й Выборгской дивизиях народного ополчения Ленинграда, 56-м истребительном батальоне, 76-м партизанском отряде. Ещё около 3000 политехников были призваны в Красную Армию.

Политехнический институт всю войну работал в Ленинграде. За зиму 1941–1942 года от голода и бомбёжек погибли более 900 студентов, аспирантов, сотрудников и членов их семей. К январю 1943 года потери превысили тысячу человек. Но люди продолжали работать, выполняли военные заказы.

Среди рабочих-политехников было много подростков, которые заменили своих отцов, ушедших на фронт. Было принято решение организовать в институте в 1943 году школы, где работающие подростки могли закончить обучение. Школьников освобождали от работы в 17 часов для занятий.

Часть коллектива института была эвакуирована в Пятигорск и Ташкент. Там институт работал до 1944 года. Демобилизованные после ранений политехники возвращались в институт, чтобы продолжать учиться и работать.

Политехники, пережившие блокаду, вспоминали, что в институте сложился очень дружный коллектив, вместе выходили на уборку территории, вместе заготавливали на зиму торф для отопления, трудились в подсобном хозяйстве.

18 января 1872 года родился выдающийся конструктор, основоположник русского подводного кораблестроения Иван Григорьевич Бубнов.

Иван Григорьевич Бубнов у сконструированной им подводной лодки «Акула»

В 1900 году Бубнов возглавил комиссию по разработке проекта первой российской подводной лодки с двигателями внутреннего сгорания «Дельфин», был назначен строителем, руководил испытаниями и сдачей проекта. В 1903 году лодка прошла испытания. Всего И. Г. Бубнов разработал 10 проектов подводных лодок, по которым к 1917 году в России построили 32 корабля.

Руководил разработкой проекта линкоров типа «Севастополь», которые не уступали зарубежным аналогам и оказались очень долговечными.

С 1903 года Иван Григорьевич вёл курсы теории упругости и строительной механики корабля на кораблестроительном отделении Санкт-Петербургского политехнического института. В 1904 году его утвердили профессором кафедры строительной механики.

В 1908 году Политехнический институт издал курс И. Г. Бубнова «Теория упругости». По мнению Бубнова, курс проектирования должен излагаться «путем исследования», что и развивает творческую инициативу студентов. В 1909 году были изданы его «Дополнения к курсу строительной механики корабля», а в 1912 и 1914 годах — первая и вторая части основного курса «Строительная механика корабля», быстро ставшие настольной книгой корабельных инженеров и библиографической редкостью.

19 января 1910 года император Николай II подписал указ о присвоении Политехническому институту наименования «Санкт-Петербургский Политехнический Институт императора Петра Великого». Этому решению предшествовало ходатайство Совета института.

20 января 1910 года Совет института получил от министра С. И. Тимашева следующий текст: Государь император, по всеподданнейшему докладу моему ходатайства совета С. Петербургского Политехнического института о присвоении институту наименования: «С. Петербургский политехнический институт ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО» в 19-й день сего января, ВЫСОЧАЙШЕ соизволил на удовлетворение сего ходатайства. Поздравляя совет института с высокой МОНАРШЕЙ милостью, выражаю уверенность, что институт окажется достоен имени, которое он будет отныне носить. С. Тимашев. (Источник: РГИА, ф. 25, оп. 1, д. 5869 л. 3).

Такое название институт носил до 1918 года — до постановления Народного комиссариата просвещения об упразднении дипломов и свидетельств, чинов, званий и степеней. 5 июля 1918 года институт стал называться Первым Петроградским Политехническим институтом.

20 января 1884 года родился выпускник Политеха, морской инженер, писатель, публицист и драматург Евгений Замятин. В 2024 году исполнилось 140 лет со дня его рождения.

Евгений Замятин (второй слева в первом ряду) среди старост института с директором Андреем Григорьевичем Гагариным

С 1893 по 1896 годы Замятин учился в Лебедянской гимназии, потом — в Воронежской. «Из гимназического серого сукна вылез в 1902 году, — писал Евгений Замятин в автобиографии. — Золотая медаль за 25 рублей была заложена в петербургском ломбарде — и там осталась».

Продолжить учёбу молодой человек решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института.

Петербург начала 900-х годов — Петербург Комиссаржевской, Леонида Андреева, Витте, Плеве, рысаков в синих сетках, дребезжащих конок с империалами, студентов мундирно-шпажных и студентов в синих косоворотках. Я — студент-политехник косовороточной категории...

Зимой 1903 года Замятин впервые участвовал в демонстрации. Летом проходил практику на заводах. Однажды, возвращаясь из Александрии в Одессу, стал свидетелем бунта на броненосце «Потёмкин». Позднее он напишет об этом рассказ «Три дня».

В те годы быть большевиком — значило идти по лини наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком. Была осень 1905 года, забастовка, черный Невский, прорезанный прожектором с Адмиралтейства, 17-е октября, митинги в высших учебных заведениях...

В декабре его арестовали, он провёл несколько месяцев «в одиночке на Шпалерной», где изучал стенографию, английский я язык и писал стихи. Весной студента освободили и выслали в Лебедянь. Но уже летом он вернулся в Петербург и жил здесь нелегально до 1911 года.

Парламент в государстве; маленькие государства в государстве — высшие учебные заведения, и в них свои парламенты: Советы старост. Борьба партий, предвыборная агитация, афиши, памфлеты, речи, урны. Я был членом — одно время председателем — Совета старост.

В 1908 год кончил Политехнический институт по кораблестроительному факультету, был оставлен на кафедре корабельной архитектуры (с 1911 года — преподавателем по этому предмету). Одновременно с листами проекта башенно-палубного судна — на столе у меня лежали листки моего первого рассказа.

В 1911 году за нелегальное проживание Евгения Замятина всё-таки выслали в Лахту, где он написал свою первую повесть «Уездное» о нравах российской провинции.

Во время Первой мировой войны Замятин выступал с антивоенных позиций, о чём свидетельствует его повесть «На куличках», сразу же запрещённая. Весь тираж был конфискован цензорами за «обличение офицерства», а самого Замятина судили и выслали в Кемь.

В марте 1916 года инженера отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности Евгения Замятина командировали в Англию, где он участвовал в строительстве российских ледоколов: «Святой Александр Невский» (после Октябрьской революции — «Ленин»), «Святогор» (переименован в 1927 году в «Красин»), «Минин», «Пожарский», «Илья Муромец» и ещё пяти.

Узнав о революции в России, Евгений Замятин вернулся на родину. В 1920 году он закончил работать над своим самым известным произведением — романом «Мы», предвестником будущих антиутопий.

В 1925 году роман был издан в Нью-Йорке на английском языке, затем — на чешском и французском. Эти переводы заметно повлияли как на европейскую литературу, так и на судьбу автора. В 1929 году советское издательство «Федерация» приостановило выпуск собрания сочинений Замятина, его начали травить. В 1929 году он заявил о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года написал письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Получив положительный ответ, в ноябре 1931 года уехал, сначала в Ригу, затем в Берлин, оттуда — в Париж.

На русском языке роман «Мы» был впервые напечатан в 1952 году в американском издательстве имени Чехова, в России — лишь в 1988 году в журнале «Знамя».

21 февраля 1903 года начала работу касса взаимопомощи студентов Санкт-Петербургского Политехнического института. Целью кассы, по уставу, была поддержка нуждающихся студентов института, которая подразумевала выдачу им кредитов, помощь в трудоустройстве и удешевление учебных пособий. Касса формировалась за счёт поступления членских взносов, пожертвований и добровольных отчислений, доходов от бала и от работы созданных кассой предприятий.

При кассе были открыты: лавка химической посуды, ночной буфет при студенческом общежитии, баня, книжная лавка, издательство, куда студенты также могли устроиться на работу составителями, переводчиками, корректорами и наборщиками текстов.

В 1913 году валовая выручка предприятий составляла примерно 157 903 рублей, а валовая прибыль — 25 417 руб.

Помимо решений бытовых задач, касса печатала конспекты лекций. Студенты их записывали, профессор проверял, только после этого касса взаимопомощи печатала (вместе с пометками на полях). Таким образом удалось сохранить для истории лекции таких выдающихся учёных, как Иван Мещерский, Владимир Скобельцын, Борис Меншуткин, Михаил Кирпичев, Пётр Струве, Александр Радциг, Константин Боклевский и др.

Так выглядела страница газеты «Политехник» с рекламой предприятий Кассы взаимопомощи

21 января 1904 года Дмитрий Иванович Менделеев был единогласно избран Почётным членом Петербургского политехнического института.

Д. И. Менделеев был одним из основателей института, во многих вопросах единомышленником и сподвижником министра финансов С. Ю. Витте. П. Б. Струве высоко отзывался о Менделееве не только как о великом химике, но и как о выдающемся мыслителе в области экономики.

На церемонии открытия института в октябре 1902 года Д. И. Менделеев подарил институту макет рудника горы Благодать на Урале (сейчас находится в экспозиции Музея Д.И. Менделеева в Санкт-Петербургском государственном университете).

Последние годы жизни Менделеев посвятил товароведению и задумал организовать такой курс в Политехническом институте. В учебных целях для иллюстрации курса товароведения в институте создали музей образцов товаров. Первым его заведующим и первым лектором по товароведению стал В.А. Ковалевский (сын академика А.О. Ковалевского). В 1911–1917 гг. курс товароведения читал профессор Н. Д. Зелинский, будущий академик и президент АН СССР.

Музей товароведения Политехнического института. «Альбомъ видовъ С.П.Б.Политехническаго Института Императора Петра Великаго. Изданiе студенческой Кассы Взаимопомощи. 1912»

21 января 1997 года для интеграции высшего военного и гражданского образований на базе факультета военного обучения и факультета комплексной безопасности был создан Институт военно-технического образования и безопасности (ИВТОБ). В его состав входили три военные кафедры («Воздушно-космических сил», «Войск связи», «Автомобильных войск»), объединённые в факультет военного обучения, и четыре гражданские кафедры («Управление и защита в чрезвычайных ситуациях», «Безопасность жизнедеятельности», «Экстремальные процессы в материалах и взрывобезопасность», «Пожарная безопасность»). Институт готовил бакалавров, специалистов и магистров по направлению «Техносферная безопасность» для работы на инженерных и административных должностях в МЧС, на промышленных предприятиях в подразделениях охраны труда, в учреждениях различных отраслей народного хозяйства. Ежегодно ИВТОБ выпускал 600–700 специалистов.

Занятия по программе военной подготовки студентов начались в 1926 году, а ещё раньше, в 1906 году, в Политехе впервые в России было введено преподавание техники безопасности как самостоятельной, хотя и факультативной дисциплины. Затем техника безопасности была включена в учебные планы Петербургского Политехнического института.

В 1909 года в Политехе инженер-технолог В. П. Литвинов-Фалинский первым в стране начал читать курс лекций по рабочему законодательству.

В 1913 году группа профессоров и инженеров института начала издавать книгу «Охрана жизни и здоровья рабочих в промышленности».

В 1913 году группа профессоров и инженеров института начала издавать книгу «Охрана жизни и здоровья рабочих в промышленности»

Версия для печати