Как научиться учить онлайн

27 Ноября 2018 Образование 241

Северо-Западный региональный центр компетенций в области онлайн-обучения уже больше года помогает вузам создавать онлайн-курсы. За это время было создано 5 программ повышения квалификации, обучение по которым прошли более 600 человек. Чтобы поделиться опытом и рассказать о последних тенденциях в e-learning, центр провел научно-практическую конференцию «Онлайн-обучение в контексте цифрового образования». Мероприятие прошло в рамках «Недели науки СПбПУ» и собрало более 200 участников.

В Политехе прошла конференция «Онлайн-обучение в контексте цифрового образования»

Традиционно Центр компетенций в области онлайн-обучения проводит такие конференции для преподавателей, успешно прошедших программы повышения квалификации. На итоговом мероприятии выпускники вместе с экспертами обсуждают особенности внедрения онлайн-обучения в вузе, роль преподавателя в системе цифрового образования, методы работы с авторами курсов и многое другое. В этот раз состав участников расширили и устроили своеобразный день открытых дверей центра, пригласив на конференцию всех, кто хочет научиться создавать онлайн-курсы.

Пленарное заседание открыла директор Центра компетенций в области онлайн-обучения Светлана Владимировна КАЛМЫКОВА. «Никто не будет спорить, что онлайн-обучение все активнее входит в нашу жизнь. Задача преподавателей – сделать так, чтобы электронные ресурсы совершенствовали образовательный процесс, чтобы с одной стороны они облегчали работу преподавателя, а с другой, позволяли обучающимся найти правильную информацию», – считает Светлана Владимировна. Центр помогает образовательным организациям не только создавать онлайн-ресурсы, но и размещать их на Национальной платформе «Открытое образование». Совместно с партнерами подготовлено 12 курсов – 9 из них уже стартовали.

Пленарное заседание открыла директор Центра компетенций в области онлайн-обучения С.В. Калмыкова

Светлана Владимировна также поделилась опытом центра по работе с международной образовательной платформой Coursera. За год Политехническому университету удалось увеличить аудиторию своих курсов на ней более чем в 10 раз! Недавно на Coursera стартовал курс «Растровая графика. Adobe Photoshop CC», который ведет сертифицированный инструктор Adobe Photoshop СС, член Союза дизайнеров России Е.И. ТУЧКЕВИЧ. Он набирает по 500 человек в неделю, в том числе и иностранных слушателей, которые просят перевести его на английский язык, несмотря на обилие курсов по этой тематике.

На пленарном заседании своим опытом также поделились партнеры центра – представители РАНХиГС и Петровского колледжа, который первым из средних специальных учебных заведений стал создавать онлайн-курсы. Об образовательных траекториях как инструменте формирования профессиональных квалификаций рассказал директор Высшей инженерной школы СПбПУ А.В. КУДАКОВ, а Я.М. СОМОВ, директор Лекториума – одной из самых популярных образовательных онлайн-площадок, поделился нестандартными кейсами.

Мастер-класс «Моя видеолекция» уже стал традиционным

Чтобы отработать теорию на практике, в рамках конференции организаторы проводят мастер-классы. Один из них – «Моя видеолекция» – уже стал традиционным. Каждый желающий может записать фрагмент видеолекции, а сотрудники центра прокомментируют эту работу и дадут рекомендации, как лучше вести себя в кадре. Второй мастер-класс – «Онлайн-курс с нуля» – проводился впервые и собрал массу положительных отзывов.

«Этот мастер-класс направлен на тех, кто еще не знает, что такое онлайн-курсы. Часто преподаватели, начиная работать над онлайн-ресурсом не понимают, зачем они это делают», – пояснила заместитель директора по учебно-методической работе Центра компетенций в области онлайн-обучения Елена Юрьевна ЯРОШЕВСКАЯ. Поэтому в первой части мастер-класса участникам предлагалось ответить на вопросы: кто является инициатором создания онлайн-курса в их конкретном случае и какова его цель. «Мы не ожидали услышать, что около половины участников мастер-класса сами хотят создавать онлайн-курсы. То есть это не просьба руководства или коллег, а желание самого преподавателя попробовать новый формат обучения или расширить свое профессиональное мастерство», – прокомментировала Елена Юрьевна.

Преподавателей попросили ответить, кто выступает инициатором их онлайн-курса
Разработанные курсы представляли в формате ментальных карт

На второй части мастер-класса участники конференции работали в группах. Им необходимо было разработать онлайн-курс – сформулировать цели и задачи, определить целевую аудиторию и компетенции, придумать 8 тем и пример практического задания. Однако, несмотря на всю серьезность поставленных задач, темы курса были шутливыми: «Как сделать своего питомца счастливым», «Как выжить во время ремонта», «Как понять своего родителя» и «Как прожить на прожиточный минимум». «Мне очень понравилось, что, с одной стороны, это было весело и живо, а с другой, с мастер-класса преподаватели ушли с реальным пониманием того, с чего начать онлайн-курс», – отметила Елена Юрьевна. Итог конференции и мастер-классов – десятки регистраций на курсы повышения квалификации в Северо-Западный региональный центр компетенций в области онлайн-обучения.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Илона ЖАБЕНКО

Версия для печати