Андрей Григорьевич Гагарин

А. Г. Гагарин
Андрей Григорьевич Гагарин родился в Петербурге 22 декабря 1855 года. Он принадлежал к старинному роду князей Гагариных, всегда близко стоявших к императорскому двору. "Это был "настоящий" князь, т.е. рюрикович, его предком был удельный князь Всеволод-Большое гнездо". Его дед долгие годы был представителем России в Ватикане, отец Григорий Григорьевич - известный художник, личный друг Александра II, был вице-президентом Академии художеств; мать - София Андреевна, до замужества Дашкова, после окончания Екатерининского института была фрейлиной при дворе императрицы, а позднее статс-дамой при императрице Марии Федоровне. Жена Андрея Григорьевича, Мария Дмитриевна, принадлежала к роду князей Оболенских, еще ближе Гагариных стоявших к трону (один из ее братьев был начальником кабинета царя, второй - членом Государственного Совета, третий - товарищем Министра финансов).

После окончания Ларинской гимназии и физико-математического факультета Петербургского Университета, где А.Г. Гагарин в 1879 году представил к защите свою работу "Удобнейший способ предварительных вычислений солнечных затмений и подобных явлений с предвычислением полного затмения 1887 г.", которая принесла ему большую серебряную медаль и ученую степень кандидата наук, началась его длительная военная служба. Вначале это были конно-артиллерийские части, затем, с 1881 года, обучение в Михайловской Артиллерийской академии, после окончания которой в 1884 году он, по заданию правительства, с целью ознакомления с новинками инженерного дела объездил все металлургические и машинные заводы Англии, Франции и Штирии (область Австрии). После возвращения служил в гвардейской конно-артиллерийской бригаде, а затем в артиллерийском управлении.

Во время работы в Арсенале он разработал крешерный пресс, который впоследствии получил название "пресса Гагарина". Этот интереснейший прибор для испытания твердости материалов вызвал большой интерес в кругах специалистов, и благодаря ему имя князя Гагарина стало известно в отечественных и иностранных научных кругах. В 1896 году на Всероссийской Выставке в Нижнем Новгороде он был награжден за него золотой медалью. Прессы Гагарина до сих пор считаются одними из лучших машин для механического испытания материалов и используются в учебных лабораториях  вузов. В СПбГТУ их два - в механическом и химическом корпусах.

Вопрос выбора кандидатуры на пост директора Петербургского Политехнического Института, вставший перед Министром финансов С.Ю. Витте, в ведении которого находился Политехнический Институт, оказался чрезвычайно трудным. В результате поисков подходящей кандидатуры выбор пал на А.Г. Гагарина, поскольку он имел большой авторитет в научно-технических кругах, и в то же время это был "человек идеальной чистоты", - его происхождение и связи не оставляли сомнений в благонадежности. На вопрос одного из уже назначенных деканов, чем объясняется столь странный выбор, Витте ответил: "Это будет для вас самый подходящий человек. Вы будете абсолютно свободны, а связи у него громадные; когда понадобится, он будет вам ими служить".

18 января 1900 года А.Г.Гагарин был назначен председателем Особой строительной комиссии. В сфере его деятельности было сооружение всего учебного городка, который строился по типу закрытых учебных заведений Запада, т.е. включал  в себя все учебные и жилые корпуса, электростанцию, водопровод, канализацию и т.п.  Чтобы обустроить Институт как можно лучше и современнее, А.Г. Гагарин вместе с главным архитектором Э.Ф. Виррихом был командирован для осмотра 37 вузов Европы, в том числе и строящегося Политехнического института в Варшаве.

А.Г. Гагарин сам входил во все детали строительства. По воспоминаниям проф. М.А. Шателена, об этом периоде деятельности Гагарина слагались целые легенды, особенно относительно его методов борьбы со всякими злоупотреблениями.

Одновременно с делами по строительству А.Г. Гагарин занимался организацией учебного дела. К моменту его назначения структура Института была уже определена, и в общих чертах разработан учебный план, который, в отличие от других существовавших тогда вузов, был рассчитан на четыре года вместо трех. В комиссию по составлению учебных планов под председательством Н.П. Петрова вошли А.С. Попов, Д.И. Менделеев, А.Н. Крылов, Д.К. Чернов, В.Л. Кирпичев и другие выдающиеся ученые России. Основным для Гагарина стал выбор деканов и профессорско-преподавательского состава, а также детальная проработка учебной программы, учебных планов, организация и оборудование лабораторий. Эту работу очень облегчало то обстоятельство, что Андрей Григорьевич имел тесные связи с научным миром и с университетских времен сам, не прерываясь, занимался научной деятельностью.

Согласно выработанному Уставу, Институт включал четыре отделения, которые возглавлялись деканами. Это являлось отличием от других высших технических учебных заведений и приближало Институт к университетскому типу. Деканами стали крупные ученые А.С. Посников, М.А. Шателен, К.П. Боклевский и Н.А. Меншуткин. Деканы вместе с директором организовали Совещание, которое "по необходимости, вплоть до организации отделений, правления и совета, играло роль этих трех учреждений" и до утверждения Положения об Институте проводило всю работу по его созданию. Работа Совещания была очень разнообразна и чрезвычайно ответственна, поскольку зачастую приходилось решать вопросы, от которых зависела будущность Института.

Открывая 29 ноября 1901 года первое заседание Совещания директора и деканов, "кн.Гагарин предложил прежде всего рассмотреть вопрос об обеспечении преподавания на I и II курсах Института. Ввиду недостаточности содержания, положенного по штату профессорам, является крайне затруднительным приглашение профессоров по тем наукам, чтение которых связано с заведованием  лабораториями, т.к. оно требует много времени и потому не допускает совмещения должности профессора в другом учебном заведении". В итоге профессорам-заведующим лабораториями и деканам было установлено добавочное вознаграждение.

С самого начала своего существования Институт пользовался такой свободой в области своей внутренней жизни и преподавания, какой не имели другие высшие учебные заведения России. Такая фактическая автономия Института была тесно связана с личностью его первого директора.

Самоотверженный труд всех основателей и строителей Института и непрестанное внимание ко всем работам по созданию Института его директора и председателя Особой строительной комиссии А.Г. Гагарина в значительной степени стали залогом того, что Политехнический Институт был построен так хорошо и в невероятно короткий даже по сегодняшним меркам срок - менее, чем за 2,5 года.

За свои труды по созданию Санкт-Петербургского Политехнического Института А.Г. Гагарин 6 апреля 1903 года был награжден орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира четвертой степени. Указ Императора начинался словами: "В воздаяние отлично-усердной и ревностной службы".

Политехнический Институт стал одним из первых в России и первым в Петербурге институтским городком, построенным по типу Оксфорда и Кембриджа как автономный комплекс, в котором тщательно продуманы и прекрасно выполнены все системы его жизнеобеспечения. При строительстве зданий и оборудовании помещений были применены интересные конструкции и технические новинки того времени, а насыщение зданий Института коммуникационными и инженерными сетями велось по разработкам отечественных инженеров и изготавливались они на Санкт-Петербургских заводах.

Основная часть институтского комплекса сложилась, в основном, в 1900-1907 годах, в период, когда его директором был Андрей Григорьевич Гагарин. Из сохранившихся до сего дня - Главное здание, Химический корпус, Механический корпус, Гидробашня, общежития (сейчас это I и II учебные корпуса); 3 жилых дома: I профессорский, II профессорский и жилой дом для служащих; здание амбулатории с аптекой, флигель кухни с прачечной, а также парк, в зеленом массиве которого находятся все эти здания. Большая часть зданий - это уникальные архитектурные сооружения, построенные по проектам архитектора Э.Ф. Вирриха в 1900-1905 гг. Высший технический надзор за исполнением работ осуществлял в те годы инспектор по художественной части академик архитектуры А.Н. Бенуа. Все здания вместе представляют собой стройный архитектурный ансамбль, один из немногих, дошедших до нас в относительно неизмененном виде.

25 сентября 1902 года было освящено и открыто общежитие студентов. 1 октября состоялось торжественное открытие Института, которое прошло чрезвычайно скромно, без всякой помпы. В актовом зале собрались студенты, директор князь А.Г. Гагарин, деканы, профессора, приглашенные, среди которых были Э.Ф. Виррих, А.Н. Бенуа и Д.И. Менделеев. В нише, в тропической зелени, стоял портрет Николая II кисти И.Е. Репина. Настоятель церкви в Лесном И.П. Рождественский совершил молебствие.

Со 2 октября 1902 года в Политехническом Институте начались регулярные занятия. Перед их началом в актовом зале директор и деканы обратились к студентами с напутственными словами. Речь Андрея Григорьевича была очень короткой, но наполненной живыми, искренними чувствами. Тем она и запомнилась, запала в душу. Князь А.Г.Гагарин сказал буквально следующее:

"Милостивые Государи!

Волею Государя Императора, столь чуткого к стремлению молодежи приобретать высшее техническое знание, основан сей Политехнический Институт. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ благоугодно было назначить меня Вашим Директором и потому я обращаюсь к Вам с несколькими словами, чтобы пояснить Вам мои взгляды на наше дело. Наша школа даст Вам прочно применимое знание. Через 4 года Вы будете ценные носители во многом нового света. Вот редкие, благоприятные условия, в которые Вы попали. Будьте же на высоте их. Постоянно держите себя с достоинством и постарайтесь внушать к себе уважение и доверие. Главное, работайте, работайте на совесть, не покладая рук и возможно прочно и глубоко усваивайте избранные Вами специальности. Будьте прилежны теперь, приучайте к работе Ваш мозг, пока он легко приспособляется, и хорошая привычка останется у Вас на всю жизнь. Науки наши живые, увлекательные. Увлечение ими способно поглотить всю Вашу энергию без остатка. Отдавайтесь этому влечению всей душой, его будет достаточно для того, чтобы в стенах заведения не отдаваться другим течениям, чуждым его целям. Не упускайте ни одного случая, чтобы учиться, пока Вы находитесь здесь в обстоятельствах, которые никогда в жизни не повторятся. Только при этих условиях Вы разовьете свою личность, приобретете знание и умение и тем самым обещаете в будущем сделаться хорошими и полезными общественными деятелями России. Путь Ваш трудный и ответственный. Не один раз в жизни придется Вам почувствовать на себе его тягость. Но не падайте духом, а упадете, то встаньте и скорее восстановляйте должную энергию. Вы первые, при Вашем участии будут устанавливаться традиции нашего Института. Постарайтесь же, чтобы он достойно и устойчиво вошел в семью своих старших братьев. Чтобы жизнь его потекла правильно, Вы должны быть сознательно дисциплинированны внутренней дисциплиной. Следуйте правилам Института и указаниям моим и профессуры. Обращайтесь к нам без стеснения при всяких затруднениях. В нас Вы всегда найдете оплот и помощь".

На всех отделениях Института, писал Н.Н. Саввин, "были и выдающиеся педагоги, как, например, В.Л. Кирпичев, А.С. Посников, В.В. Скобельцын, Н.А. Меншуткин, и такие крупные ученые исследователи-созидатели школ, как Н.С. Курнаков, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, П.Б. Струве, А.А. Чупров, В.Ф. Миткевич, А.Н. Крылов, М.А. Павлов. Институт был подлинно научным учреждением, а в его лабораториях и кабинетах царил дух высокого уважения к науке и научной работе... Исследовательская и вообще творческая работа широко поощрялась, и в этом была огромная заслуга новой высшей школы". "Наш Политехнический Институт, - вспоминал Е.А. Вечорин, - выделялся среди других высших учебных заведений своей новизной постановки обучения студентов и необычайно блестящим составом профессоров, представлявших лучшие научные силы тогдашней России...".

Совет Института принимал исключительные меры, чтобы поднять значение таких предметов, которым студенты обычно уделяли мало внимания. Для этого приглашались выдающиеся по тому времени высококвалифицированные специалисты. В их числе Яблонский, Есьман, Москалев, Андреевский, Дитрих, Гофман и др.

О привлечении всех этих лиц больше всего хлопотал сам А.Г. Гагарин. Чтобы содействовать повышению интересов студентов к изучению иностранных языков, князь Гагарин сам взялся за преподавание английского языка.
В каждом высшем учебном заведении имеются свои порядки и традиции, которые вырабатываются годами совместной работы и жизни студентов и профессоров. Политехнический Институт должен был выработать свои собственные традиции, и эти традиции сложились под влиянием светлой личности князя Гагарина и при дружественном сотрудничестве профессуры и студенчества.

По воспоминаниям всех знавших А.Г.Гагарина, "он был прекрасным директором и пользовался всеобщим уважением, как среди профессоров, несмотря на то, что эти профессора имеют всевозможные ученые цензы и гораздо старше князя Гагарина, так и среди студентов... Благодаря, главным образом, кн.Гагарину в Институте не существовало тех официальных бюрократических отношений, которые обычны в большинстве наших высших учебных заведений. Примеру кн.Гагарина следовал преподавательский состав, и наблюдавшаяся вначале склонность некоторых профессоров усвоить начальствующий тон по отношению к студентам была парализована личным примером кн.Гагарина; ... между студентами и профессорами установились такие близко-дружественные отношения, которые вряд ли существовали в каком-либо другом высшем учебном заведении России".

И преподаватели и студенты понимали, чем был Андрей Григорьевич для Института. Он сам говорил: "Власть у меня громадная, неограниченная, но я ею не пользуюсь". Он пользовался ею, своим положением и своими связями, только тогда, когда надо было защитить Институт, поддержать кого-нибудь из его состава, кого-нибудь из студентов. Чем только, и как ни помогал студентам его Директор!

В эти бурные для России годы жизнь в институте не могла протекать безмятежно. Общественные и политические условия волновали и профессоров, и студентов. Студенты выражали свое мнение путем участия в демонстрациях, митингах, сходках; профессора - принятием различных резолюций, печатанием протестов, заявлений и т.п. Ко всем негативным проявлениям общественного мнения правительство применяло всевозможные репрессии и полицейские меры. В особенности это касалось высших школ. Министр финансов Коковцев напрямую обвинил А.Г.Гагарина за бездействие. В связи с этим 5 ноября 1904 года он собрал членов Совета в Институте. Результат этого совещания был прямо противоположный тому, на что рассчитывал министр. От лица Совета выступил проф. И.И. Иванюков, который сказал: "Князь А.Г.Гагарин пользуется любовью и глубоким уважением как преподавателей, так и студентов... Члены Совета глубоко признательны нашему Председателю за его целесообразный, тактичный образ действий, за то, что он, как в данном случае, так и в других - никогда не вызывал в массе потери душевного равновесия, не вызывал ее на эксцессы...". Коковцев был вынужден согласиться с доводами Совета и больше о бездействии Гагарина не говорил. Более того, спустя год он договорился с градоначальником Фуллоном, чтобы в Институте не производили обыски и разрешил Гагарину, если обыск все же по недоразумению состоится, от его имени, объявить полиции, что ей запрещено входить на территорию Института.

Политехники боготворили "своего князя", верили и подчинялись только ему одному. С.П. Тимошенко писал о князе Андрее Григорьевиче Гагарине: "Это был милейший человек, ничего княжеского или директорского в обращении с нами... Князь был прирожденный изобретатель... Чем же объяснялась популярность и сила этого человека? Честная молодежь инстинктом чувствовала родственное, горячее, правдивое и вечно молодое сердце. Сердце, умевшее любить, верившее в молодежь, в идеалы красоты, добра и правды. Таким именно был князь тогда, таким был, говорят, в молодые годы, таким знали его все до конца его дней. Труженик, любивший науку, сознающий ее значение, верящий в будущее Великой России, призывавший к работе, знанию и любви к родине, этот, по мнению нас - студентов той эпохи, идеальный человек, не произносил демагогических речей; он говорил лишь святую жизненную правду, и сердце молодежи чувствовало эту правду, верило своему князю и подчинялось дорогому начальнику... ".

25 января 1905 года генерал-майор Трепов "призвал к себе директоров высших учебных заведений, прося указать способ скорейшего возобновления занятий", и положив тем самым "начало Совещаниям Директоров, дающим возможность Советам ознакамливаться друг с другом и согласовываться в действиях". На этом совещании А.Г.Гагарин с достоинством представлял свой Институт. Ответ Гагарина Трепову, "выдающийся по своей смелости, прямоте и столь отвечающий достоинству того учреждения, представителем которого" он был, стал широко известен мыслящей России. В своем выступлении А.Г.Гагарин потребовал автономии для высшей школы и гарантии безопасности. В частности, он сказал: "Объявите, что жизнь и свобода в Петербурге обеспечены, и тогда мы возьмем на себя ответственность, что в комнатах общежитий "не будет ни тайных типографий, ни притонов, и что занятия "пойдут правильно".
Речь Андрея Григорьевича убедила Трепова в необходимости предоставить высшей школе относительную свободу, и осенью 1905 года, перед началом занятий, он исходатайствовал у Государя Императора частичную автономию высшей школе, а именно, автономию на территории высших учебных заведений (каковая до этого, фактически, была у одного Политехнического Института).

Таким образом, благодаря революции 1905 года, и, отчасти, бесстрашному поведению директора Политехнического Института, высшая школа получила т.н. "автономию", в результате чего был облегчен доступ в высшие школы. Прием студентов в Политехнический был увеличен почти в 3 раза, что неминуемо должно было сказаться на качестве обучения, вследствие чего под руководством А.Г. Гагарина были пересмотрены учебные планы, программы, правила прохождения курсов и т.д. Эта работа закончилась введением в Институте т.н. "предметной системы", позволившей студентам заканчивать обучение, несмотря на значительные вынужденные перерывы.

К сожалению, политическая обстановка в стране продолжала накаляться, во всех высших учебных заведениях проходили митинги, и 14 октября Институтом было получено приказание о его закрытии. Совет во главе со своим Председателем, отказавшись от закрытия Института, послал Министру финансов постановление Совета, в котором объяснялись причины, по которым он, "не приводя в исполнение предложения Вашего Высокопревосходительства, считает своим долгом самым решительным образом заявить о тех чрезвычайных опасностях, с которыми будет связано закрытие Института". Все это привело к тому, что 16 октября Институт был окружен войсками и его директору был дан короткий срок, чтобы выселить студентов из общежитий и закрыть Институт.

В отсутствие студентов в Институте шла напряженная научная и учебно-методическая работа. За это время был разработан переход курсовой системы к предметной, что в конечном итоге помогло студентам наверстать упущенное время и произвести первые выпуски в 1907 году. Кроме того, это время оказалось очень плодотворным для научно-исследовательской деятельности, и в этот год в "Известиях Политехнического Института" было опубликовано много научных трудов. "Даже я, директор,- пишет А.Г. Гагарин,- нашел время сделать небольшое исследование об ударе, которое весной сообщил в Техническом Кружке Института, а осенью на Международном Конгрессе в Брюсселе по испытанию материалов".
Занятия в Институте возобновились только с осени 1906 года. Однако полиция была убеждена, что Политехнический - это революционное гнездо, и против Института была организована особенно яростная атака. Вначале это были потоки полицейских донесений о "студенческих беспорядках", но вскоре начались прямые столкновения с полицией, и все это время А.Г.Гагарин как мог успокаивал, а когда было надо, и защищал своих питомцев, используя свой авторитет и свои связи. К сожалению, заступничество князя не всегда имело положительные результаты и в феврале 1907 года последовало высочайшее повеление об увольнении А.Г. Гагарина со службы и предании его вместе с деканами суду. Пакет с распоряжением был получен Гагариным во время заседания Совета института. Совет тотчас же принял постановление, выражавшее сочувствие Гагарину, протест против его увольнения, и, на основании Положения об Институте, вновь единогласно избрал его директором. Однако протест, адресованный министру, вызвал только выговор с его стороны, и увольнение осталось в силе. Чрезвычайно бурно реагировали на увольнение А.Г. Гагарина и студенты.
После отстранения с поста директора Андрей Григорьевич целиком посвятил свое время научной работе по испытанию материалов. В 1911 году А.Г. Гагарин стал одним из организаторов Русского общества испытания материалов. Он сконструировал ряд приборов, станков и приспособлений, которые применялись в производстве стройматериалов, сделал ряд докладов в русских и иностранных технических обществах и на международных конгрессах.

В 1913 году Андрей Григорьевич Гагарин в торжественной обстановке защитил в Политехническом Институте диссертацию для получения звания адъюнкта прикладной механики - звания, аналогичного степени доктора технических наук, которое давало право на занятие профессорской кафедры, однако предпочел отказаться от работы в Институте, в Институте, который он сам создал и который, благодаря в значительной степени его усилиям, стал признанным храмом науки.

Связи с родным Институтом А.Г. Гагарин не порывал до конца жизни. В архиве сохранилось письмо, написанное им в Политехнический Институт за три месяца до кончины, в котором он просит выслать ему справку о том, что он "состоит адъюнктом механики и математики в Петроградском политехникуме".
Андрей Григорьевич Гагарин умер 22 декабря 1920 года в возрасте 65 лет. Его похоронили на старинном погосте Бельское Устье на Псковщине, в 150 метрах от Храма Вознесения, невдалеке от его усадьбы в Холомках. На надгробной плите была выбита надпись: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
Имя Андрея Григорьевича неразрывно связано с Петербургским Политехническим Институтом и память о нем будет храниться в Институте с уважением и признательностью.

Литература:

  1. А.Г. Гагарин // Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е.Том 5.- С.623.
  2. Архитекторы Петербурга-Петрограда конца XIX - начала XX века / Сост. В.Г.Исаченко.- Л., 1978.
  3. Байков А.А. 25 лет Политехническому институту им.М.И.Калинина.- "Товарищ", 1927, 15 октября.
  4. Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Николая II.- М., 1927.
  5. Воротинцев Н.И. Подробная справочная книга о С.-Петербургском Политехническом Институте Императора Петра Великого.- СПб., 1911.
  6. Гагарин А.Г. // Биографический словарь деятелей естествознания и науки. Т.1.- М.: Сов.Энциклопедия, 1958.- С.198.
  7. Гагарин А.Г. История С.-Петербургского Политехнического Института (машинопись).- ЦГИА СПб., фонд 25, опись 1, дело 5864.
  8. Гагарин Б.Г. Биография Андрея Григорьевича Гагарина (машинопись).- Архив Историко-технического музея СПбГТУ, фонд А.Г. Гагарина.
  9. Гагарина М.Д. Очерк жизни и деятельности Андрея Григорьевича Гагарина.- Архив Историко-технического музея СПбГТУ, фонд А.Г. Гагарина.
  10. Гербылева Н.П. Развитие высшего технического образования в России в начале XX века и основание С.-Петербургского политехнического института // Материалы конференции "Становление и развитие вузовских музеев".- Сыктывкар: СГУ, 1993.
  11. Гербылева Н.П. Развитие высшего технического образования в Санкт-Петербурге в конце XIX века // Материалы конференции "История вузовских музеев".- Сыктывкар: СГУ, 1992.
  12. Гербылева Н.П. Санкт-Петербургский государственный технический университет - первый технический университет России // Тезисы конференции "Наука и техника: вопросы истории и теории".- СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 1998.
  13. Гербылева Н.П., Исаев В.П. Они были первыми.- "Политехник", 1986, N 7 , 8.
  14. Гербылева Н.П., Маркова С.М. В.Л.Кирпичев - организатор политехнического образования // Вестник высшей школы.- М., 1998.- N 10.
  15. Гербылева Н.П., Петрова С.М. Первые преподаватели С.-Петербургского политехнического института //Научно-технические ведомости СПбГТУ.- СПб.: СПбГТУ, 1998.- N 1.
  16. Данилевский В.В. История основания Ленинградского политехнического института //Тр. Ленинградского политехнического института, 1948.- N1.- С.47.
  17. Журналы Совещания директора и деканов Санкт-Петербургского Политехнического Института. 1901-1907 гг.- Архив Историко-технического музея СПбГТУ, фонд Н.Н.Сторонкина.
  18. Журналы Совещания Особой строительной комиссии по сооружению зданий Санкт-Петербургского Политехнического Института. 1900-1907 гг.- Архив Историко-технического музея СПбГТУ, фонд Н.Н.Сторонкина.
  19. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов.- Л.: Воениздат, 1991. 
  20. История Института // Труды ЛПИ, N 198.- Л.: ЛПИ, 1957.
  21. Кирпичев В.Л. Значение фантазии для инженеров.- С.-Петербург: Издание студенческой кассы взаимопомощи СПБ Политехнического института, 1911.- 23 с.
  22. Кожухарь Г.Г. А.Г.Гагарин.- Политехник, 1974, N 26-27.
  23. Кожухарь Г.Г. Князь А.Г.Гагарин.- Политехник, 1993, N 16.
  24. Краткий очерк общей организации Института и системы преподавания на кораблестроительном отделении / Сост. К.П. Боклевский.- СПб., 1908.
  25. Крылов А.Н. Мои воспоминания.- Л.: Судостроение, 1984.
  26. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. I. Единая высшая школа. II. Дальнейшее развитие Политехнического института / Отдельный оттиск из "Известий Политехнического Института Императора Петра Великого", 1915 г. Том XXIII.- Петроград, 1915.
  27. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах.- М.: Мысль, 1981.
  28. Lombard C. La Manufakture Nationale D'Armes De Chatellerault.- Franse, 1987.
  29. Меншуткин Б.Н. История С.-Петербургского Политехнического института с его основания до Октябрьской революции. 1899-1917 гг.- Л., 1927.
  30. Павлов М.А. Воспоминания металлурга.- М.: Наука, 1984.
  31. С.-Петербургский Политехнический институт императора Петра Великого. Юбилейный сборник / Под редакцией А.А. Стаховича и Е.А. Вечорина // Издание Объединения С.-Петербургских политехников, 1952.
  32. С.-Петербургский Политехнический институт. Юбилейный сборник N 2 // Издание Объединения С.-Петербургскихполитехников.- Париж - Нью-Йорк, 1958.
  33. Труды Ленинградского политехнического института им.М.И. Калинина (Материалы по истории института).- 1947, N 6;/1948, N 1, 4; 1949, N 1; 1974, N 339.
  34. ЦГИА СПб., фонд Уч.отд.мин., опись 1, дело 942.
  35. ЦГИА СПб., фонд Уч.отд.МТ, опись 1, дело 5852, 1902-1907, л.150.
  36. ЦГИА СПб., фонд 25, опись 1, дело 5827, 1899-1900, лл 212, 252-260; дело 5828, 1899-1900, л.36; дело 5829, 1900-1901, лл.1, 151; дело 5834, 1902-1903, лл.163-164.
  37. Шателен М.А. А.Г.Гагарин // Труды ЛПИ, 1949.- N 1.

 Справка составлена на основании статьи Н.П. Гербелевой (Научно-технические ведомости СПбГТУ, 1999,  № 1)