1917-1921
Февральская революция 1917 г. была встречена политехниками восторженно. Некоторые из них вошли в состав Временного правительства.
В связи с революционными событиями, начало весеннего семестра пришлось отодвинуть до середины марта.
Осенью 1917 г., когда Петроград расселялся из-за топливного кризиса, в институте занимались в основном старшекурсники, остальные получили отпуск до начала весеннего семестра. Весь преподавательский состав, штатный и сверхштатный, был сохранен.



События Октябрьской революции 1917 г. были встречены в институте спокойно. Следующий, 1918 год институт начал без бюджетных средств и топлива. Из 3,5 тыс. студентов занятия посещала только часть старшекурсников. Еще более усложнил ситуацию начавшийся голод. В марте институт оказался на грани полного закрытия и эвакуации, в связи с наступлением на фронте германских войск.
Не просто складывались отношения у Политеха и его сотрудников с новой властью. Ряд профессоров и сотрудников института уезжают из России. Оказались за границей в последующие годы сотни выпускников, которые своими знаниями внесли весомый вклад в развитие научной мысли на Западе, способствуя укреплению международного авторитета Санкт-Петербургского политехнического института.
В сложнейших для высшей школы условиях удивительный оптимизм проявил проф. А.Ф. Иоффе. В конце сентября он возглавил физико-технический отдел нового Государственного рентгенологического и радиологического института и включил в этот отдел всех участников физического семинара, организованного им же в 1916 г. в Политехническом институте. Проф. В.В. Скобельцын предоставил часть своей лаборатории новообразованному отделу (будущему Физико-техническому институту АН СССР). Тогда же А.Ф. Иоффе задумал создание не имевшего аналогов физико-механического факультета для подготовки инженеров-физиков и инженеров-исследователей.
В конце ноября 1918г. Совнарком принял декрет об упразднении чинов, званий и степеней. Из всех категорий педагогического состава оставлялись только две — профессор и преподаватель, причем для занятия профессорской должности достаточным стал трехлетний стаж инженерной работы. Согласно принятому вскоре постановлению Наркомпроса, упразднялись все дипломы и свидетельства, отменялись экзамены и прочие формы испытаний во всех учебных заведениях. Старый профессорский Совет института подлежал роспуску, отделения в институтах переименовывались в факультеты, директор становился ректором.
С 5-го июня 1918 г. институт стал называться Первым Политехническим институтом.
Вторым Политехническим стал бывший Женский Политехнический институт.

В начале 1919 г. в институте осталось менее 500 студентов. С усилением морозов институт почти опустел. Из-за отсутствия топлива не работала котельная, возросла смертность преподавателей и служащих от голода и переохлаждения. Для обогрева в помещениях института устанавливались „буржуйки" — их трубы, торчащие из окон, еще несколько лет будут неотъемлемой частью внешнего облика зданий. Но жизнь в институте не замирала, и в марте 1919г. был организован физико-механический факультет, не имевший аналогов в мире. Вскоре было принято решение об учреждении также химического факультета.
Осенний семестр снова начался 1 августа, но уже 24 августа из-за близости к Петрограду войск Юденича все студенты были мобилизованы, а институт окружен окопами и проволочными заграждениями. В декабре 1919 г. Политех почти полностью опустел.
Участие в разработке и воплощении планов ГОЭЛРО
В стране шла гражданская война, свирепствовали голод и разруха, но перед новой властью уже встала задача восстановления народного хозяйства. В апреле 1920 г. в институте начала работу группа по разработке проекта электрификации Северного района по заданию Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). В состав группы вошли пять политехников: А.В. Вульф — председатель, А.А. Воронов, А.А. Горев, Т.Ф. Макарьев, М.А Шателен и известный гидролог В.Г. Глушков. С их участием началось возведение таких первенцев отечественной гидроэнергетики, как Волховская и Днепровская ГЭС.






Рабфак



Окончание гражданской войны

Другой сотрудник А.Ф. Иоффе и одновременно студент-физик Л.С. Термен, имя которого десятилетия спустя будет окружено легендами, работая в одиночку в огромном чертежном зале, изобрел первый электромузыкальный инструмент.

Завершалась гражданская война, многие ее участники возвращались в институт. К весне 1922 г. число студентов в институте достигло 2800, значительно выросла и численность педагогов, служащих и рабочих.
Осенью 1922 г. в институте появился еще один факультет — индустриального земледелия, организованный вместо закрытых сельскохозяйственных институтов.
В 1920 г. в Политехническом институте была создана партийная, а годом позже комсомольская организация. Первыми секретарями РКП(б) и ВЛКСМ стали Ф.Ф. Царьков и рабфаковец А.П. Клочков.

3 ноября 1922 г. на основании постановления Совета института, принятого по ходатайству студенческих организаций, ЛПИ было присвоено имя М. И. Калинина.
В феврале 1923 г. Физико-технический отдел, ставший в 1921 г. институтом, получил собственное здание, находившееся напротив Политехнического. Но связи обоих институтов не прервались. Студенты-физики с младших курсов практиковались в лабораториях физтеха, а его сотрудники в большинстве своем были преподавателями физмеха.
С 1923 г. был введен „групповой" („бригадный") метод обучения, фактически упразднивший лекции, а также „непрерывная производственная практика" — перевод до половины учебных занятий в цеха и на строительные площадки.

